МААМ-картинки

Возможности музыкально-ритмической деятельности как средства развития личности ребенка дошкольного возраста. Часть 2

Марина Сухорукова
Возможности музыкально-ритмической деятельности как средства развития личности ребенка дошкольного возраста. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1

Музыкальная игра.

Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. Они способствуют запросам детей дошкольного возраста. В дошкольном воспитании определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

Публикация «Возможности музыкально-ритмической деятельности как средства развития личности ребенка дошкольного возраста, Часть 2» размещена в разделах

Игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные (разновидность подвижных игр, правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания песен. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д.

Пляски, танцы, хороводы.

Следующей формой музыкально-ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Пляски с зафиксированными движениями. Построение их зависит от структуры музыкального произведения. Первая часть музыки имеет легкую, подвижную, негромко звучащую мелодию и сопровождается быстрым, непрерывно звучащим аккомпанементом. В движениях это передаётся легким бегом, подскоками и т. д. Вторя часть музыкального произведения звучит достаточно громко, компактно. Мелодия переходит в нижний голос, имеет акценты, паузы. В движениях это выражается притопами, хлопками, прыжками, кружением в парах или по одному.

Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю.

Свободные пляски, которые носят творческий характер. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по новому, придумывая «свою» пляску.

Хороводы плясового характера, чаще связаны с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями.

Детский «бальный танец», включающий разнообразные польки, галопы, вальсовые движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа).

Характерный танец, в котором плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков).

Упражнения.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений.

Назначение упражнений – развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности, пластичности, поскольку на этих элементах построены все танцы и игры. Усвоив данные элементы, дети непринужденнее и ярче проявляют себя в более сложных формах движений.

Коммуникативные танцы-игры.

Коммуникативные танцы – игры с несложными движениями, включающие в себя элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце – играх.

Ценность и польза коммуникативных танцев – играх очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми – на занятиях, на праздниках и на развлечениях

Во многих детских садах популярна программа «Ритмическая мозаика». Разработала эту программу Анна Иосифовна Буренина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики детства ЛОИРО. В этой программе ставятся такие задачи:

развитие способности «видеть» музыку, передавать в движении, характер, образ, тончайшие нюансы, а также свободное и осознанное владение своим телом.

Программу «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина рассматривает как: «… своеобразный этап первоначального развития способностей ребёнка в процессе музыкально – двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело, научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации».

Программа А. И. Бурениной даёт ориентацию не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в этой связи коррекция содержания работы: «… на себя во взаимодействии с детьми».

В своей практической деятельности я, совместно с педагогами ДОУ, успешно реализую программу «Ритмическая мозаика», в рамках компонента образовательного учреждения основной образовательной программы. Музыкально-ритмическая деятельность органично интегрируется с другими видами деятельности, повышает познавательную и двигательную активность детей. В условиях интересной, увлекательной деятельности совершенствуется музыкально – эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Изображая, например, в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и главном скольжении по льду. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние ребенка.

Список литературы

1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. «Музыка и движения» М. «Просвещение» -1984

2. Т. Борышникова Азбука хореографии. М. :Рольф – 2001.

3. Буренина А. И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»

4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М. «Просвещение» 1983

5. Н. А. Ветлугина Музыкальные занятия в детском саду. М. : Просвещение – 1984.

6. А. Н. Зимина Музыкальные игры и этюды в детском саду. М. : Просвещение – 1971.

7. М. А. Михайлова Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития – 1997.

8. Н. А. Метлов Музыка – детям. М. : Просвещение – 1985.

9. Е. П. Раевская Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М. : Просвещение – 1991.

10. Е. Чибрикова-Луговская Ритмика. М. :Издательский дом «Дрофа» - 1998.

11. М. И. Чистякова Психогимнастика 2-е издание. М. :Просвещение – 1995.

Публикации по теме:

Дидактические и другие игры в блогах коллег — 2 В блоге Татьяны Вячеславовны Кузьминой Игры с мелками на асфальте ***В.

К Дню Воспитателя .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности музыкально-ритмической деятельности как средства развития личности ребенка дошкольного возраста. Часть 2
Опубликовано: 8 октября 2013 в 12:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности музыкально-ритмической деятельности как средства развития личности ребенка дошкольного возраста. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сухорукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД