Наталья Лаврова
Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома». Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей
воспитанников детского дома
Публикация «Методические рекомендации „Социализация в условиях детского дома“, Часть 3» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Состояние воспитанников МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом», стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество возможностей и различных жизненных путей, но они испытывают определенные трудности в выборе необходимого образования и желаемой профессии. В то же время реализация этого выбора у воспитанников детского дома затруднена и ограничена. Во многом это обусловлено отсутствием у них близких, заинтересованных в их судьбе людей, на помощь и поддержку которых они могут рас-считывать.
Выпускник детского дома находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. Если в учреждении позиция ребенка носит в большей степени «объективный» характер, о нем заботятся, его обеспечивают, то вне учреждения характер позиции нормативно становится «субъективным», так как нужно самому обеспечить условия для нормальной жизни. Выпускнику предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство, так как практически отсутствует какая бы, то ни было преемственность жизни в учреждении и самостоятельной жизни детей сирот.
Выпускнику какое-то время трудно адаптироваться в новой социальной структуре. У детей из семьи такого разрыва нет, они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них определенная «преемственность» жизненного пространства.
Таким образом, когда для детей-сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового жизненного пространства. Существует ряд факторов, препятствующих успешной социализации воспитанников.
1. Неопределенность социального статуса (ни к одной социальной группе выпускники не принадлежат, семьи лишены, а после выпуска лишаются и принадлежности к своему учреждению).
2. Значительные отклонения в состоянии здоровья и в психическом развитии (психопатоподобный синдром, патологическое развитие личности, часто вызванное поражением головного мозга, невротизация или выраженный невроз).
У детей-сирот, обучающихся в общеобразовательной школе, выявляются неуравновешенность поведения в 81,3% случаев (против 11,6 % у детей массовой школы); снижение памяти – в 73,85 % (против 16,5%); снижение социальной активности – в 67,0% (против 10,8%); нарушение общения – в 47,6% (против 8,7 %). Отставание в физическом и интеллектуальном развитии у детей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении. Этому способствуют, прежде всего, частые переводы из одного детского учреждения в другое, сопровождающиеся разлукой с педагогическим и детским коллективами, братьями и сестрами.
3. Особенности психического развития.
По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития воспитанников детских домов в подростком возрасте проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти искажения в общении с взрослыми лишают детей важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.
4. Специфика формирования личности.
Большое значение для формирования личности подростка имеют его стремления, желания, надежды, т. е. отношение его к своему будущему. Воспитанники детского дома, как правило, живут сегодняшним днем, для них важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное абстрактное будущее. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки не ставят перед собой дальние цели, ориентированные на повышение образовательного уровня, приобретение профессии, не планируют, что для этого надо сделать. Дети привыкают рассчитывать на общество, государство. В результате у них формируется боязнь внешнего мира. В ответах на вопрос: «Чего ты больше всего боишься в жизни? «часто встречается : боюсь остаться без жилья», «боюсь того, что будет после выхода из школы», «боюсь выходить в самостоятельную жизнь, стать никому не нужным», «боюсь, что у меня будет плохая жизнь, что попаду в тюрьму», «боюсь одиночества» и т. д.
5. Отсутствие усвоения норм и ценностей.
Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он, по меньшей мере, должен понимать и принимать окружающих, знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь определенные навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, учатся в общеобразовательной школе; большинство из них учатся на «3» или «3» и «4», не успевают по многим предметам – 18 %; интересно учиться 35 % воспитанников. Мешает им учиться в основном лень, нежелание, недостаток знаний за прошлые годы. В отношении к образованию дети не ориентируются ни на мнение воспитателей, ни на мнение сверстников.
6. Неуверенность в будущем.
Известно, что устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Косвенным показателем эмоционально-личностной зрелости ребенка служит удовлетворенность принадлежностью к своей возрастной группе.
При опросе 60 % детей хотят быть взрослыми. С уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее только 13,6 %; со страхом и пессимизмом – 13,6%; у 73,8 % есть сомнения в том, что их жизнь сложится удачно. Такие показатели во многом определяются взаимоотношениями подростка со значимыми для него людьми, на которых можно положиться в трудных ситуациях, которые могли бы служить примером и образцом для подражания, оказать поддержку и помощь.
Свое представление о взрослости воспитанники чаще, чем подростки из семьи, связывают с формальными характеристиками: с достижением совершеннолетия, с получением паспорта, т. е. с достижением ими определенного возраста. Они также связывают свое представление о взрослости с приобретением профессии или устройство на постоянную работу, с созданием собственной семьи (или рождением ребенка) и с необходимость отвечать за свои поступки.
2.2. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников
детского дома
У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдаются глубокие личностные отклонения, не только задержка физического и психического развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми. То есть по всем показателям, к самостоятельной жизни они совершенно не готовы.
Педагоги и воспитатели детского дома, понимая такое сложное положение ребят перед выпуском, стараются помочь им подготовиться к выходу в самостоятельную жизнь. С этой целью воспитанникам даются советы (например, ухода за жильем, перечнем необходимых документов и т. д.).
Однако формирование наиболее значимых способностей (к расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, к самоопределению, к овладению полоролевым поведением, позволяющих ребенку преодолевать трудности социализации, в учреждении осуществляется крайне слабо.
В настоящее время в детском доме разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Существующие программы включают достаточно широкое содержание: овладение навыками ведения домашнего хозяйства, умениями самостоятельно обслуживать себя, наводить порядок в доме, готовить пищу, формирование представлений об экономических процессах и явлениях. Особым видом работы является ориентация воспитанников на создание будущей семьи. Самостоятельная жизнь детей-сирот понимается как индивидуальная жизнь, и подготовка к ней должна быть направлена на преодоление противоречия между коллективизмом, сформированным в условиях детского учреждения, и индивидуальным характером жизни за его пределами.
Назовем следующие компоненты высокого уровня готовности выпускника детского дома к самостоятельной жизни:
- социальная готовность (сформированность, навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
- трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
- морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);
- физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).
В подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни условно можно выделить следующие направления:
- развитие индивидуальности и становление идентичности (помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной линии жизни (прошлое, настоящее, будущее, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания (как психологических, так и физических качеств, умений, навыков и т. п.);
- овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка (формирование навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, устойчивых интересов, представлений, о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развития работоспособности).
Главным средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является деятельность детей (разнообразная по содержанию, формам, способам организации, как в группах в самом учреждении, так и вне его.
Важными условиями подготовки к самостоятельной жизни воспитанников детского дома являются :
- создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей-сирот;
- коррекционно-развивающая работа с детьми – сиротами (включает раннюю социальную адаптацию (создание условий, приближенных к домашним); развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно - эмоциональных процессов, формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов);
- пролонгированный характер сопровождения (важно участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска).
Одно из условий успеха - формирование у воспитанников способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений, к овладению структурой деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия.
Для реализации данных задач необходимо выполнить следующие педагогические условия, при которых возможно осуществление жизненного самоопределения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- комплексная диагностика и реабилитация детей;
- индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно-ориентированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности;
- обеспечение в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность;
- создание широких возможностей для творчества и другой деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых потребностей;
- развитие социальной и личностной мобильности, умения оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения;
- взаимодействием детского дома с учреждениями дополнительного образования.
Исходя из вышесказанного, усилия педагогов и воспитателей направлены:
- на расширение социальных моделей поведения через включение в группы и деятельность, имеющую и дающую другой социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые могут стать для детей социальными образцами;
- на учет и предоставление сиротам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей и возможностей для перевода намерений и желаний в план практических действий;
- на повышение самооценки как за счет создания ситуации успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;
- на включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;
- на сочетание групповых и индивидуальных занятий, т. к. индивидуализация возможна только в группе;
- на создание (моделирование) реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;
- на учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана про-грамма (наиболее эффективной – как корректирующая - она будет для подростков);
- на моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии. [4,29]
2.3. Оказание помощи выпускникам детского дома
Всестороннее развитие и становление личности ребенка, подростка и юноши представляет собой длительный процесс накопления количественных и качественных изменений по различным параметрам.
Судьбы воспитанников привлекают наше внимание. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни. Для приобщения детей-сирот к социальным ценностям и нормам стараемся изменить их образ жизни, отношение к себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом.
Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути. Готовность ребенка-сироты к решению социально-экономических задач можно определить как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода мотивы, ориентированные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение социальных способов деятельности, оценку возможности в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.
Успешно социализации выпускника способствует реализации программы сопровождения ребенка-сироты от его поступления в учреждение до постинтернатной адаптации. Благодаря сопровождению становится возможным соединение целей медицинской, психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка.
При формировании личности одним из обязательных условий успеха, бесспорно, выступает создание педагогически благоприятной микросферы ее жизни и деятельности. Не случайно, создание условий жизнедеятельности, приближенных к домашним, стало одним из главных направлений деятельности всего коллектива.
Проблема создания условий для успешной социализации детей-сирот, их адаптации в современной жизни, была бы не решена, если не оказывать помощи выпускникам в решении жизненно важных для них проблем.
Решение жилищной проблемы, выбор места жительства выпускников становится важным фактором их социализации. Благодаря Постановлению губернатора Кемеровской области «Об утверждении порядка ведения средств для представления жилой площади детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей» выпускникам, у которых нет жилья или оно не пригодно для проживания, выделяются денежные средства из областного бюджета на покупку квартир:
Год Кол-во квартир
2013 7
2014 4
2015 5
2016 10
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом» выпустил:
Год Кол-во вос-ков в д/д
2012 46 9
2013 46 7
2014 44 10
2015 27 3
2016 33 9
Таким образом, есть все основания утверждать, что судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать, на ту систему воспитания, которая их в полней мере подготовит к самостоятельному решению взрослых проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что успешность социализации зависит несколько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от приобретаемой в процессе социализации индивидуальной деятельности в детском сообществе и на благо этого сообщества.
Важнейшую роль в социализации человека играет его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации. Дети без семьи лишены главного источника социализации, поэтому их адаптация к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие целиком и полностью зависят от воспитателей, педагогов и психологов.
Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот. Программа социализации воспитанников должна разрабатываться для каждого учреждения отдельно, совместными усилиями администрации, психологов и педагогического коллектива. В ней учитываются все факторы, влияющие на становление человека; условия жизни – бытовые и географические; физические возможности (болезни и вызванные ими ограничении в движении, общение, учебе и т. д.); уровень интеллектуального развития; возраст и индивидуальные особенности детей.
В ходе исследования, я выявила несколько проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Неготовность к взаимодействию с людьми.
2. Неспособность предвидеть последствия своих поступков.
3. Низкая самооценка и плохое знание себя.
4. Острая потребность в одиночестве.
Для успешного развития социализации детей-сирот нужды, следую-щие условия :
- создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей – сирот;
- создание условий, приближенных к домашним;
- развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала;
- формирования навыков общения;
- участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска;
- формирование у воспитанников интернатных учреждений способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений);
- к овладению структурной деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия.
Я считаю, что гипотеза исследования: «Развитие особенностей воспитанников детского дома проходит наиболее эффективнее при реализации всех условий социализации» верна.
Эта проблема меня так заинтересовала, что я решила продолжить работать над этой темой. На будущее планируем создать программу психолого-педагогической подготовки выпускника к самостоятельной жизни (модель выпускника). А так же апробировать ее на воспитанниках МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация и социализация детей, лишенных семейного окружения: Материалы обл. науч. – практ. конф. (6-8 дек. 1994г.) Кемерово, 1995.
2. Буров В. Н. Социализация личности : Социальный педагог, семья и школа / В. Н. Буров, В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкова. – Ставрополь, 1993.
3. Виноградова Е. В. Особенности межличностных отношений в д/ д и школах-интернатах: Дис… канд. психол. наук. / Е. В. Виноградова. - М., 1992.
4. Гребенников. И. В. Семейное воспитание: Краткий словарь. / Сост. : И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М. : Политиздат, 1990-319с.
5. Дубровина. И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской; Науч. -исслед. ин-т общие и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР –М. : Педагогика, 1990.-264с.
6. Журнал Детский дом № 2 (15) /2005
7. Журнал Детский дом № 3 (12) /2004
8. Журнал Детский дом № 4 (9) /2003
9. Журнал Детский дом № 3 (16) /2005
10. Заруба. Н. А. Психолого-психологическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска» : состояние, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. Часть I. / Под научной ред. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткиной, С. Н. Чистяковой, Т. А. Фральцовой; Ред. Коллегия: Е. Л. Руднева, И. В. Карнаева, В. П. Михайлова, Т. Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2002.-150с.
11. Иванова. Н. П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот// Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. - М., 1999
12. Красношлыкова. О. Г. Социально-педагогические основы деятельности в образовательных учреждениях (под общ. ред. О. Г. Красношлыковой, Е. В. Филатовой, сост. Е. В. Филатова, И. С. Морозова, А. А. Коробко, В. К. Зыборева. – ВЫП. 33. – Кемерово: МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2005. -84с.
13. Кузнецова Л. В. Воспитание школьников (теоретический и научно-методический журнал) № 3 / 2005-80с.
14. Мудрик. А. В. социализация и воспитание. / А. В. Мудрик. - М., 1997.
15. Мухина. В. С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. уч-тов и ин-тов / Ред. -сост. В. С. Мухина. - М. : Просвещение 1991-223с.
16. Немов. Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кл. -3-е изд. / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. – 608с.
17. Преодоление трудностей социализации детей-сирот : Учеб. пособие. Ярославль, 1997.
18. Прихожан. А. И. Дети без семьи / А. И. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 1990.
19. Сидорова. Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. / Л. К. Сидорова. – М. : Айрис-пресс, 2004. -112с. –/методика/.
20. Социализация детей-сирот Кузбасса. / Под ред. Департамент образования Администрации Кемеровской области. Кемерово 2003-40с.
21. Хациева. М. А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения: - Сост. М. А. Хациева, Т. Н. Семенкова. Сборник. – Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1995. – 54с.
22. Шульга. Т. И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. / Т. И. Шульга. – М. : Изд-во УРАО, 2003-400с.