Наталья Поклад
Процессы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья для ребенка - это первое мы, "лоно естественной солидарности", школа "взаимного доверия и совместного организованного действования, - говорил К. Д. Ушинский, - В семье ребенок постигает и учится истинному авторитету, научается воспринимать высший ранг другого лица, не впадая ни в зависть, ни в озлобление. Только свободное признание чужого высшего ранга избавляет от унижений, и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу. Семья есть школа свободы, школа здорового правосознания. Здоровая семья будет органическим, природным, естественным единством - по крови, по духу и по имуществу. Единение членов семьи как раз и возникает в процессе труда, в процессе хозяйствования, дисциплины и жертв».
Публикация «Процессы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
Семья и дошкольное учреждение – это два важных института воспитания и развития ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В дошкольном учреждении он получает образование, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. А вот, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к самому себе, что определяет его самооценку.
Современные родители все меньше времени уделяют воспитанию детей. Они пытаются реализовать себя, делают карьеру, а ребенок переходит на второй план. На сегодняшний день у родителей возникает много вопросов, касающихся воспитания детей. На помощь им приходят педагоги образовательных учреждений.
Суть взаимодействия образовательных учреждений и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
Детей, родителей и педагогов объединяют общие проблемы и заботы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Сотрудничество образовательных учреждений и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы педагогов, который предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, её особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к образовательным учреждениям, видят свою роль в организации воспитательной работы и по-разному воспитывают ребенка в семье, имея различный интеллектуальный уровень.
В своей работе с родителями мы используем следующие направления:
• информационно-аналитические – изучение семьи, установление контакта с её членами. Это направление помогает изучить индивидуальные особенности и потребности каждой семьи.
• наглядно-информационные - родительские уголки, папки-передвижки «Здоровейка», «Правила Дорожного Движения»; рубрики «Чем и как занять ребенка», «Поиграем», «Это интересно», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, игры, в которые можно поиграть дома;
• познавательные – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Здесь используются такие активные методы и формы работы с родителями как работа специалистов ДОУ: логопеда, психолога, инструктора по физической культуре; беседы с детьми и родителями; занятия с участием родителей.
• культурно-досуговые – неотъемлемая часть в деятельности общеобразовательных учреждений, которое способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Мы проводим совместные праздники родителей и детей, развлечения, походы в цирк, музеи, театр, тематические выставки, ярмарки.
Применяя данные направления в работе с семьей решаются следующие задачи:
o установка партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
o объединения усилий для развития и воспитания детей;
o создание атмосферы взаимопонимания и общих интересов.
При общении с родителями стараемся использовать доброжелательный стиль общения, т. к. позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с семьей. Используем в работе индивидуальный подход не только к детям, но и к родителям, т. к. воспитатель общаясь с членом семьи должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы, в чем-то посочувствовать ему, вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Используем принцип сотрудничества, а не наставничества, т. к. создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуация будут гораздо эффективнее, чем наставления.
Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными не были наши общеобразовательные учреждения, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.
Список литературы
1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика» -М,1994 186с
2. Буянов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра» - М. ,1988, 263с.
3. Васильева А. К. «Структура семьи» М. ,1988
4. Куликова Т. А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание.» Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с. (с. 210-227)
5. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» пособие для педагогов и родителей. М., 2008., 125 с