МААМ-картинки

Процесс приобщения дошкольников к отечественным традициям и праздникам

Маргарита Борисовна Еремеева
Процесс приобщения дошкольников к отечественным традициям и праздникам
▼ Скачать +Заказ

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль для подрастающего поколения.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.

Публикация «Процесс приобщения дошкольников к отечественным традициям и праздникам» размещена в разделах

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы и естественного развития каждого человека и общества в целом.

Очень важно приобщать детей к культуре отечественных традиций, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь.

Нравственное воспитание - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.

Наше государство переживает непростые времена, это изменения в социально-экономических процессах, которые неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономически развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важное значение за судьбу Отечества и готовность к его защите. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению.

На доступном уровне дети знакомятся с отечественными праздниками, календарем, календарем, традициями. Все это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к русской культуре.

ФГОС ДО к структуре образования установило нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются основные направления развития детей (образовательные области) : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.

Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.

Особенностью современного общества является смена духовных ориентиров и ценностей, потеря многих идеалов. Нравственное воспитание помогает обрести утраченные идеалы и смысл жизни; формирует мировоззрение, основанное на гуманизме, нравственности и духовности, чувство долга, ответственности за свои поступки перед своими близкими и гражданами всего нашего Отечества.

Правовой основой нравственно-патриотического воспитания являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве (дети должны знать название своего села, в котором живут, а также название своей страны, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, (для этого необходимо воспитывать у детей интерес и любовь к прошлому и настоящему русского народа, а также уважительное отношение к творениям народных мастеров, об отечественных традициях и праздниках (формировать чувство сопричастности к наследию прошлого, заложить основы воспитания духовно – нравственной личности, способной ценить родную культуру, о планете Земля как общем доме людей. (ФГОС дошкольного образования).

Таким образом, воспитание современного ребенка должно быть направлено на развитие важнейших личностных качеств:

1) овладение общечеловеческими ценностями;

2) любовь и верность своему Отечеству;

3) умение ценить и гордится героями своего Отечества;

4) чувство ответственности и гражданского долга;

5) любовь и сострадание к людям;

6) толерантность;

7) уважение к государственной символике;

8) высокая культура общения;

9) уважение к закону.

Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте – мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

Анализ недостатков в результатах:

подрастающее поколение все меньше интересуется отечественной культурой (отсутствие интереса к русской классической музыке, художественной литературе по духовно-нравственной тематике русских писателей);

Дети не достаточно овладевают знаниями о русском национальном костюме, традицих, обычах и фольклоре.

Дети не достаточно имеют представлений о родном крае; о героях космоса; государственных праздниках.

недостаточно знаний о Российской армии, войне, Дне Победы;

недостаточное представление о Российской Федерации, культурных ценностях (ребенок не овладевает необходимыми знаниями о Президенте, Правительстве России; о воинах — защитниках Отечества).

Примеры из данного раздела приведены согласно итогу необходимых знаний детей подготовительной группы по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (далее – Программа).

Анализ недостатков в основном процессе :

недостаточно освещена тема духовно-нравственного воспитания в образовательной программе ДОУ ;

недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;

в календарно-тематическом планировании мало тем посвященных отечественным традициям и праздникам.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;

в группах не оформлены уголки для детей с использованием элементов народной культуры;

мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления об отечественных традициях и праздниках;

не хватает консультативного материала для родителей.

недостаточно сформирована система работы по проблеме формирования первичных представлений об отечественных традиция и праздниках;

недостаточно организовано предметно-развивающее пространство для формирования знаний и представлений об отечественных традициях и праздниках;

не оформлены уголки для детей с использованием элементов народной культуры.

Существуют и недостатки и в результатах, и в основном процессе, в усвоениях Профессиональной деятельности позволили выявить противоречия между требованиями Основной Образовательной Программы Воспитания в детском саду и Концепцией нравственно-патриотического воспитания о необходимости развития интереса к отечественным традициям и праздникам и отсутствие условий для реализации в полном объеме.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, побуждает нас переосмыслить подход к воспитанию подрастающего поколения, больше внимания уделять воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим, и это прежде всего находит свое отражение в народных традициях и праздниках.

Выявленное противоречие и актуальность данной темы помогли обозначить проблему: как сделать процесс приобщения к отечественным традициям и праздникам наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества и правильно выбрать средства. Для успешного претворения в жизнь ребенка знаний о его родном крае, о традициях, истории отечественных праздниках необходимо взаимодействие ДОУ с семьей, что является актуальным направлением в социально-личностном развитии ребенка, включающим детей в социальную систему отношений.

На данном этапе решаются следующие задачи:

- выявление проблем в развитии ребенка по вопросам отечественных традициях и праздниках;

- определение техноглогии, нуждающейся в доработке;

- анализ эффективности использования средств и методов работы, доступности содержания.

Необходимо отметить, что и от педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым каждого ребенка. Только в условиях любви ребенок сможет эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, проявит патриотические чувства, ощутит гордость за свою страну, ее достижения, уважение к традиционным ценностям.

Публикации по теме:

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Процесс приобщения дошкольников к отечественным традициям и праздникам
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 07:35
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Процесс приобщения дошкольников к отечественным традициям и праздникам» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Борисовна Еремеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД