Анна Эсске
Процесс обучения в детском саду, его организация и структура
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс обучения в детском саду, его организация и структура.
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание, и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть и третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. Что же такое учебная деятельность? Это, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладения знаниями и умениями. Структура процесса обучения - включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогические задания, решит задачи данного вида. Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Важным показателем развивающейся учебной деятельности - отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Деятельность педагога (преподавание) направлен на организацию процесса усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки, непосредственная организация детей, переключения их внимания на учебное задание, четкость объяснения, грамотное руководство деятельности детей.
Публикация «Процесс обучения в детском саду, его организация и структура» размещена в разделах
На занятии главное в деятельности педагога - организация учебно-познавательной деятельности детей. В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обучения детей, пробелов в знаниях и умениях. В поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития. Особое внимание следует обращать на средства обучения : их состояние, художественное оформление, безопасность для детей. Особенность организации обучения дошкольников в том, что дети этого возраста, имея небольшой объем внимания и не достаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Поэтому необходимо на первых порах, использовать поэтапное объяснение. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения. Еще особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания и они уже не слушают,что говорит педагог. Во избежаний этого нужно очень тщательно продумывать объяснения и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Мотив обучения будет для ребенка более действенным, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Чтобы занятие было интересным, нужно включать в занятия сюрпризные моменты, игровые ситуации. Важно поощрять успехи детей, отмечать успехи каждого, оказывать помощь. Но не лишать самостоятельности.
Спецификой обучения детей в детском саду является то, что оно осуществляется в разных формах. Основной формой организации обучения детей являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом. Занятия проводятся во всех группах детского сада. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по музыке, изо, математике, физической культуре. В любом занятии можно выделить три части: 1 часть- введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны знать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы. 2 часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. Воспитатель смотрит, как действуют дети, у кого возникают трудности, кто нуждается в напоминании, дополнительном показе, в поощрении. 3 часть- анализ выполненного задания и его оценка. На каждом занятии решаются общественные задачи. Закрепление знаний, навыков и умений осуществляется не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр, на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни.