Галина Маслова
Проблемы педагога ДОО в обогащении и поддержке спонтанной игры детей в разновозрастной группе в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы педагога ДОО в обогащении и поддержке спонтанной игры детей в разновозрастной группе в образовательном процессе ДОО.
Для полноценного развития ребёнку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающая по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность в структуре образовательного процесса.
Публикация «Проблемы педагога ДОО в обогащении и поддержке спонтанной игры детей в разновозрастной группе в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
В последние годы учёные всё чаще говорят о том, что у современных детей психологический возраст запаздывает по сравнению с календарным возрастом. Так, например, у многих выпускников детского сада существенно понизился уровень психологической готовности к школе, а приходящие в младшую группу детского сада дети, по своим психологическим характеристикам являются не дошкольниками, детьми раннего возраста. И всё потому, что ребёнка не научили играть. Ребёнок в своей жизни должен пройти через несколько видов игры : режиссерской, образной, сюжетно-ролевой, игр с правиламии снова вернуться к режиссёрской игре, но уже более обогащенной. В основе освоения детьми игровой деятельностью лежит его благополучное будущее.
К сожалению, воспитатели не всегда уделяют игровой деятельности должное внимание (мало времени, численность группы, недостаточность пространства,а многие родители просто не знают о развивающем потенциале игры и, о её роли в жизни детей дошкольного возраста, нередко отдавая большее предпочтение иностранным языкам, чтению и письму, риторике и даже философии. Действительно, чем больше знает ребёнок, умеет ребёнок, тем в более выгодных условиях будет по сравнению со сверстниками.
В детский сад пришли дети 3-х лет. Наблюдаю. Игрушек много. Ребёнок берёт игрушку, рассматривает, бросает на пол, берёт следующую игрушку, рассматривает, бросает на пол и так с каждой игрушкой, которая попадается ему в поле зрения. Прилетает Карлсон пригласить детей на прогулку, падает через игрушки. Своим поведением побуждает детей к уборке игрушек. Просит рассказать, где живут игрушки. Находя место каждой игрушке, ребёнок связывает её с другими предметами, что способствует развитию режиссерской игре, которая может быть тоже самостоятельной. Сегодня куклу посадили за стол, завтра положили на кровать, на следующий раз угостим куклу чаем. В последующем ребёнок сам находит место кукле. Так у нас и игрушки убраны и получен алгоритм к самостоятельному действию ребёнка. Этот алгоритм помог мне приучить детей наводить порядок в группе, а ребёнку ощутить себя активным участником игры даже без осознания задачи обучения. Потом старшие дети предложили нарисовать картинки и приклеить к полкам, чтобы малышам было видно, где, чей домик. С родителями воспитанников провела беседы, консультации на тему «Как заставить ребёнка убирать игрушки».
Мне важно определить место игры как образовательной формы и игры как ведущей деятельности в режиме дня, там, где оно необходимо. Определить развивающую предметно-пространственную игру. Понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей в разновозрастной группе. Стараться использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности.
Смирнова О. А., говорит… для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту»
«Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
-поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства….» (3.2.5.(2,4)
Это важнейшая часть работы, от реализации которой, зависит успешное развитие ребёнка, а значит и успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Самодеятельная игра-это уникальная деятельность ребёнка, мотив которой лежит в ней самой.
Литература: лекции Гуровой О. В. и Молотовой Н. Ю. с курсов «Игра в образовательном процессе ДОО»