Дарья Щербинина
Проблемы и инновации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы и инновации в ДОУ
Проблемы :
1. Проблемы в области финансирования
Сюда относятся:
• недостаточное оснащение детских садов,
• устаревание материально-технической базы,
• невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы,
• отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.
В некоторых детских садах основное финансирование осуществляется за счёт родителей – это тоже проблемы дошкольного образования, которые требуют разрешения.
Публикация «Проблемы и инновации в ДОУ» размещена в разделах
2. Проблемы с педагогическими кадрами
Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. После разработки нового федерального стандарта эти проблемы дошкольного образования будут разрешены.
Финансовый вопрос, касающийся оклада педагога в ДОУ, также будет рассмотрен, зарплаты будут повышены.
3. Перегруженность детских садов
Проблемы дошкольного образования, связанные с недостатком мест, рассматриваются многими экспертами как наиболее актуальные. Детские сады перегружены, во многие из них стоят очереди, у некоторых детей просто нет возможности попасть в детский сад.
Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.
4. Проблемы с организацией питания
Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ.
5. Проблемы с взяточничеством
Из-за нехватки мест в детских садах образуются большие очереди, что, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для развития взяточничества. Получая взятку, заведующие могут на этом основании самостоятельно распределять приоритеты при приёме детей в детский сад.
В первую очередь, развитию этой ситуации благоприятствуют сами родители, которые пойдут на всё ради того, чтобы записаться в самый удобный для них садик.
Кроме того, эта проблема исходит из того, что приоритеты приё ма в дошкольные образовательные учреждения остаются размытыми: если в садах нет мест, родители порой не могут добиться приёма ребёнка даже в то ДОУ, к которому они привязаны по месту жительства.
Инновации :
1. Обеспечения преемственности дошкольного и общего среднего образования за счет связи со школами, в которые перейдут дети из детского сада.
2. Гибкая система режимов пребывания детей в ДОУ: группа полного дня и группа кратковременного пребывания детей.
3. Интеграция воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами развития.
4. Создаются двуязычные дошкольные группы.
5. Внедрение вариативных программ с использованием инновационных методов программного, оргуправленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ. Сегодня в учебных планах («сетках») ДОУ широкое распространение получили новые занятия («Экология», «Иностранный язык» и другие, интенсивно разрабатываются «сквозные», интегрированные программы и здоровьесберегающие образовательные технологии.
6. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов : Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
7. Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
8. Внедрение новых форм дифференциации специального образования: логопункта.
9. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
10. Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
11. Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
12. Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
13. Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
14. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
15. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:
- совмещение инновационных программ с уже существующими;
- сосуществование представителей различных педагогических концепций;
- раскол педагогического сообщества;
- несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;
- потребность в новом научно-методическом обеспечении;
- потребность в новых педагогических кадрах;
- приспособление новшеств к конкретным условиям;
- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;
- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
Список литературы:
1. Закон «Об образовании»
2. Гмурман В. Е. Введение достижений педагогики в практикум школы.
М., 1981.
3. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.
4. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11.
5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Воспитателям детского сада было заданно два вопроса:
1. Какие проблемы Вы видите в Вашем детском саду?
Отвечая на первый вопрос, многие воспитатели указали на проблему финансирования детского сада, данная проблема волнует также и специалистов. Воспитателям элементарно не хватает канцелярских товаров, красок, карандашей, бумаги (просто и цветной).
Следующая проблема, которую выделили воспитатели – недостаток педагогических кадров. Многие воспитатели работают в две смены и одни на целой группе, так как у них нет второго воспитателя. Очень часто воспитателям приходится вставать на смены в другие группы, отработав сначала смену на своей. Сюда же относится проблема недостатка помощников воспитателя. Многие помощники также работают на несколько групп одновременно.
Еще одна проблема – перегруженность детских садов. В каждой группе детей может быть от 25 до 40 человек, в ясельных группах может быть и до 50 человек. Конечно, в таком количестве дети не ходят каждый день, часто прогуливают или болеют, но бывают дни (особенно праздничные и предпраздничные, когда все дети выходят.
2. Какие инновации появились в Вашем детском саду за последние 5 лет?
Одним из новшеств воспитатели выделили творческие группы. Это объединения педагогов в ДОУ в различные тематические группы.
Еще несколько воспитателей выделили в инновациях – проектную работу. Многих воспитателей сейчас обязывают писать проекты совместно с родителями и детьми.