Симоненко Светлана
Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 376
Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Симоненко Светлана Сергеевна.
Научный руководитель: Чечель Е. О., канд. педаг. наук.
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
г. Донецк, Донецкая Народная Республика
Публикация «Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Аннотация: Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Связная речь это и овладение словарным запасом языка, и овладение грамматическим строем речи. Связная речь предполагает практическое применение языковых законов и норм, умение пользоваться усвоенным языковым материалом (умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ).
Ключевые слова: речь, дошкольники, развитие, формирование, словарный запас.
Вступление: Связная речь – развернутое, грамматически оформленное, смысловое, законченное высказывание, которое обеспечивает взаимопонимание в процессе общения. По мнению С. Л. Рубинштейна, связность речи – это оформленные мысли того, кто говорит или пишет, с помощью речи, при этом связность должна быть понятна слушающему или читающему. В связной речи отражены основные стороны предметного содержания. Существует несколько причин, по которым речь может быть несвязной : - связи не осознаются самим говорящим и не развернуты в его мыслях, - связи не выявляются должным образом в речи говорящего [1].
Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности при освоении способности создать замысел связного высказывания без опоры на исходный текст. Таким детям всегда нужна опора, но и это не гарантирует построение связного высказывания, так как нарушены все компоненты речи (лексико-грамматическое оформление, фонетико-фонематическая сторона и сама связная речь) [5].
Основная часть: Проблема обследования общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах многих авторов. У детей с ОНП препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех элементов речевой системы. Развитие связной речи изучается в различных аспектах: психологическом: С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготского, психолингвистики (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина и др.) И логопеда (В. П. Глухов, А. В. Ястребова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьев) [2].
Исследования ученых показали, что у старших дошкольников существуют значительные различия в языковом развитии детей. Основная задача языкового развития ребенка в этом возрасте - улучшить связную речь. Связная речь предполагает владение богатейшим словарным запасом языка, владение лингвистическими законами и нормами, то есть владение грамматической структурой, а также их практическое применение, практическое умение применять приобретенный языковой материал, а именно: умение полностью понимать содержание готового текста, связно, последовательно и понятно передать или самостоятельно написать связный рассказ. Согласно исследованиям Г. А. Каше [4], формирование связной речи у детей с ОНП приобретает первостепенное значение в общем комплексе корректирующих мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять содержание своего высказывания. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и способов общения с окружающими людьми. 26 Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии речи и психического развития - изначально сложный процесс, который часто усложняется при общем недоразвитии речи (ОНР). На фоне относительно подробного дискурса наблюдается неточное использование многих лексических значений. Как качественно, так и количественно словарный запас не соответствует норме.
В активном словарном запасе преобладают существительные и глаголы. Не хватает слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. В активном словаре детей почти нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. У детей возникают трудности с формированием слов и их изменением. Невозможность использования методов словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, дети иногда не могут выбрать однокоренные слова, формируя новые слова с помощью суффиксов и префиксов. Есть ошибки в употреблении предлогов: их опускают, заменяют. Детям особенно сложно употреблять сложные предлоги. Типичным является неточное понимание и использование обобщающих понятий, слов с абстрактным и абстрактным значением, а также слов с переносным значением. Часто дети заменяют название части объекта, желаемое слово другим, с аналогичным значением [6].
Связь речевых нарушений с другими аспектами психического развития определяет наличие вторичных дефектов. Таким образом, имея полные предпосылки к овладению мыслительными операциями (сравнение, классификация, анализ, синтез, дети отстают в развитии речевого мышления, испытывая трудности с усвоением мыслительных операций. В свободных выражениях преобладают простые общеупотребительные предложения, сложные конструкции практически не используются. Наблюдаются трудности в организации, согласовании в логической последовательности и лингвистическом оформлении собственных высказываний, смысловых пробелов. Отмечаются аграмматизмы: ошибки согласования чисел с существительными, прилагательных с существительными по роду, числу, падежу. Большое количество ошибок наблюдается при употреблении простых и сложных предлогов [7]. В своих исследованиях учёные Левина Р. Е. [3], Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. [3] указывают на то, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются тяжелые расстройства связной речи, которые выражаются в неспособности сохранить в памяти последовательность содержания, составляющую план описания рассказа; фрагментированная запись словесного материала; сложность выявления существенных характеристик объекта и их перечисления в определенной последовательности; недостаточное использование выразительных средств при написании рассказа. Недостатки в использовании лексики, грамматики и звукового произношения ярко проявляются в различных формах связной монологической речи (рассказ, составление рассказа на основе одного или серии целевых образов, подготовка повествовательного описания). При разработке пересказа и рассказа на основе серии сюжетных образов дети часто не могут сформулировать основную идею и логически представить последовательность событий. Ограниченный словарный запас, задержка в усвоении грамматического строя родного языка затрудняет развитие связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные ссылки, «теряют» персонажей. Описание рассказа недоступно для детей, которые часто ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей). В основном медленно и с большим трудом они осваивают такую форму выражения, как рассуждение, которое требует рассмотрения, рассуждения, выражения вашего отношения к тому, что выражается, и защиты вашей точки зрения. Чтобы овладеть рассуждением, ребенок должен научиться обнаруживать причинно-следственную связь между явлениями и фактами действительности. Таким образом, уровень развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется следующими характеристиками: употребление простых или искаженных предложений; лексика преимущественно пассивная, повседневная; употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях; детям не хватает навыков словообразования; допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.
Список использованной литературы
1. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). - Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. – М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с
3. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : Учебное пособиедля студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
4. Бондаренко И. М., Ковешникова А. М. Составление индивидуальной образовательной программы психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. – 36 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М. : Просвещение,
1981. — 255 с. 2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2006. — 167 с.
6. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду. -М. : МС, 2010, – 210с.
7. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебно-методическое пособие. М., 2012. — 241 с.
8. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине [Текст] : Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
9. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ// Дошкольное воспитание. –No4. –1998.
10. Лурия А. Р. Язык и сознание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 211 с. Рубинштейн С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей. — СПб. : Питер, 2002. — 720 с.