Людмила Кулешова
Проблемы адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - это особый период становления организма человека. В раннем возрасте ребё нок многому учится: он осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него развивается понимание речи взрослого и активная речь. Малыш получает ценный опыт эмоционального общения с взрослыми, чувствует их заботу и поддержку, он стремится к самостоятельности, активному взаимодействию с окружающим миром.
Публикация «Проблемы адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования» размещена в разделах
Детский сад - это место, где малыш получает опыт практического общения с взрослыми и сверстниками. Поступление детей раннего и младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания от родителей и всего персонала детского образовательного учреждения. Процесс перехода ребёнка из семьи в дошкольное учреждение очень сложен как для самого малыша, так и для родителей. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно новым условиям, чем те, к которым он привык в семье. Поэтому переход ребёнка из семьи в детский сад должен быть более плавным, чтобы ребёнку было легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
Адаптация - это процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Работа по обеспечению адаптационного периода осуществляется в три этапа:
1 этап - до поступления ребёнка в детский сад (момент записи родителями в ДОУ);
2 этап - длится 10 недель с момента поступления ребёнка в группу;
3 этап - подведение итогов адаптационного периода.
Воспитатели групп раннего возраста, совместно с педагогом-психологом должны стремиться к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и не должны допустить проявлений тяжёлой адаптации. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы все условия, чтобы приспособление ребёнка к новым условиям происходило безболезненно, и позволяло бы формировать у ребёнка положительное отношение к детскому саду. Адаптация детей раннего возраста - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Адаптационный процесс делится на 3 фазы.
Острая фаза или период адаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии, что приводит к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, частыми респираторными заболеваниями (длится в среднем один месяц).
Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, по отдельным параметрам наблюдаются замедленные темпы развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами (длится в среднем от 3до 5месяцев).
Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают лучше ориентироваться и вести себя спокойнее.
Длительность адаптационного периода зависит от многих причин:
от особенностей нервной системы и возраста ребёнка;
от состояния его здоровья;
от разницы в методах воспитания;
от резкого контакта между той обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении.
Прежде всего, нужно учитывать, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменениям условиям среды, к температурным колебаниям, несовершенно, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому маленький ребёнок нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского дошкольного учреждения, от состояния здоровья зависит психологическое здоровье ребёнка. Часто болеющие дети становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, а это может существенно задержать развитие мышления, восприятия, речи.
Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками также длителен и не прост и начинается он с кратковременных действий с другими детьми и только позже он становится более длительным. С первых дней жизни начинают развиваться навыки общения со взрослыми, в процессе которого ребёнок приобретает социальный опыт, познаёт окружающий мир, у него складываются привязанности к близким.
Постепенно круг общения расширяется. Дети 2-3 года жизни могут вступать в контакты не только с близкими людьми, как взрослыми, так и детьми.
Эмоции детей первых лет жизни характеризуются неустойчивостью. Если ребёнок сыт, ухожен, то содержание деятельности, в которую он включён, его удовлетворит, он спокоен, активен, улыбается. Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребёнком комфорта или дискомфорта. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом является создание условий для бодрого жизнерадостного настроения у детей. Дети на 2 и 3 годах жизни труднее приспосабливаются к изменениям в укладе жизни, воспитательных мерах, связанных с поступлением в детский сад. Очень важно в первое время поддерживать привычки малыша, разрешать приносить с собой любимые игрушки, не настаивать на том, чтобы ребёнок съедал полностью непривычную для него пищу. Дети первых лет жизни быстро утомляются. Утомление ведёт к различным изменениям в их поведении, могут появиться отрицательные привычки (сосание пальца, раскачивание, агрессивное отношение к сверстникам, недоброжелательное отношение к взрослым). У ребёнка может пропасть аппетит, нарушиться сон, он может заснуть за столом. Поэтому обязательным условием предупреждения переутомления является правильная организация режима дня. Для маленького ребёнка каждая новая ситуация-событие необычайной важности. Новая обстановка может стать для него сверхсильным раздражением, сковать его самостоятельность, инициативу. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения и навыки, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми педагог обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.