Елена Липатникова
Проблемно-ориентированный анализ воспитательно-образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемно-ориенитированный анализ - это целенаправленное изучение воспитательно-образовательного процесса, его объективная оценка, выделение причин, определивших его уровень, результат и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию работы.
В деятельности учреждения важное значение при подготовке годового плана имеет плановопрогностическая функция. Планирование и прогнозирование работы коллектива заключается в определении зон ближайшего и перспективно развития детского сада в конкретной окружающей среде на основе педагогического анализа.
Планирование будет эффективным, если соблюдать три главных условия:
Публикация «Проблемно-ориентированный анализ воспитательно-образовательного процесса» размещена в разделах
- объективная оценка уровня работы дошкольного образовательного учреждения в момент планирования;
- четкое представление тех результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
Важное условие планирования работы - учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий в образовательном учреждении. Несколько важных моментов, которые необходимо учитывать при планировании работы детского сада на учебный год.
Прежде чем приступить к составлению годового плана работы необходимо провести анализ конечных результатов прошедшего учебного года, который является первой составной частью годового плана дошкольного учреждения. Этот раздел может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.
1. Определить конечные результаты за истекший учебный год:
- что удалось сделать, изменить, усовершенствовать;
- с какими трудностями столкнулись в ходе работы, по результатам анкетирования работы воспитателей;
- что не удалось сделать, причины;
- анализ выполнения и усвоения детьми Программы воспитания и обучения в детском саду, проводимый воспитателями и педагогами с использованием диагностических таблиц, куда заносятся данные и процент усвоения программы по разделам и возрастным группам (результаты мониторинга на конец года).
2. Предложить каждой группе педагогов- специалистов провести самоанализ проделанной работы за год:
- какими результатами я (мы) особо гордимся;
- какие задачи нерешены и почему;
- над чем еще предстоит работать в следующем году.
3. Провести анкетирование родителей, в ходе которого выявляется удовлетворенность родителей деятельностью учреждения, воспитательно-образовательным процессом.
При составлении годового плана образовательного учреждения необходимо основываться на Образовательную программу дошкольного образовательного учреждения.
Чётко организованная система анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, развития детей.
Проблемно- ориентированный анализ результатов работы отчётного учебного года включает в себя шесть разделов: (подробно в книге Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам. М. ТВ Сфера 2007 стр. 111).
1. Состояние здоровья воспитанников и результаты организации физкультурно-оздоровительной работы. Выводы.
2. Результаты выполнения программы по всем направлениям. Выводы.
3. Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Выводы
4. Результаты методической работы с кадрами: система повышения квалификации, самообразования, аттестации. Анализ научно- методического обеспечения педагогического процесса. Выводы.
5. Анализируется система взаимодействия с родителями. Выводы.
6. Итоги административно - хозяйственной работы. Выводы.
7. Для МБ (А)ДОУ компенсирующего или комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы.
Каждый раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами, представлен в виде таблицы.
задача Целевые ориентиры Результаты Процессы, способствующие достижению результата Условия, достижения результата Проблемы
1-й раздел включает анализ:
Анализ качества освоения основной образовательной программы воспитанниками по образовательным областям.
Здесь анализируется результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы воспитанниками по 5 образовательным областям.
Результаты можно представить в виде таблицы или в виде диаграмм:
№ Образовательная область Результат (%)
п\п
1. «Физическое развитие»
2. «Художественно-эстетическое»
3. «Познавательное»
4. «Речевое»
5. «Социально-коммуникативное»
Итого: средний показатель
Анализируется уровень по всем образовательным областям в процентном уровне: высокий, средний, низкий.
Выявляются: наиболее высокие результаты достигнутые по образовательным областям;
Низкие результаты, которые получены в ходе реализации образовательных областей.
Формулируются общие выводы и определяются перспективы повышения уровня выполнения программы.
2-й раздел включает анализ:
Анализ готовности к обучению в школе детей подготовительной группы
Здесь анализируется уровень развития интегративных качеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения Программы в подготовительной к школе группе, готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
В виде диаграммы отражается «Модель выпускника»
Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
3-й раздел включает анализ:
Анализ кадрового состава детского сада.
Здесь анализируются:
- кадровый состав ДОУ;
- результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
- заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по результатам анкетирования);
Анализ кадрового обеспечения можно представить в следующей таблице:
Всего педагогов воспитатели психолог логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Старший воспитатель Возрастной ценз, лет Образовательный ценз Педагогический стаж, лет
До 30 30-40 40-50 Свыше 50 высшее
Среднее профессиональное До5 5-10 10-20 Свыше 20
Результаты повышения квалификации, аттестации и профессиональной переподготовки в анализируемом году целесообразно отражать отдельно.
Указываем, сколько педагогов прошли курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку, результаты аттестации: указываем количество педагогов аттестованных на высшую, и на первую квалификационную категорию (прописываем фамилии педагогов). Указываем перспективы на новый учебный год.
Анализируется комплексный план методической работы: указываются мероприятия, которые прошли наиболее эффективно.
Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами на следующий учебный год.
4-й раздел включает анализ:
Анализ взаимодействия с семьями воспитанников
Здесь анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников:
участие их в разных мероприятиях, проводимых в ДОУ (конкурсы, выставки, развлечения, праздники, анкетирование и др.).
Здесь же можно анализировать организацию тематических выставок («День матери», «Жизнь в детском саду» и др.).
Дается анализ общих родительских собраний и общественной жизни детского сада.
По результатам анкетирования выявляется удовлетворенность родителей деятельностью учреждения, воспитательно-образовательным процессом (указывается в процентном отношении). Руководствуясь полученными данными, делается вывод и выделяются проблемы. Намечаются мероприятия, способствующие вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
5-й раздел включает анализ:
Анализ состояния здоровья воспитанников
В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
6-й подраздел включает анализ:
Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические условия пребывания детей в Учреждении.
7-й подраздел включает анализ:
Анализ результатов коррекционной работы строится на анализе работы специалистов: учителей-логопедов, дефектологов, педагога-психолога, данных психолого-медико-педагогической комиссии (учреждения или городской комиссии) по итогам коррекционной работы, итогам мониторинга.
В каждом разделе по итогам работы за отчётный период деятельности коллектива формулируются конкретные задачи, направления работы, которые будут решаться в течение нового учебного года.
Составленный проблемно-ориентированный анализ обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. В ходе реализации годового плана Учреждения, поставленные задачи на новый учебный год уточняются, дополняются конкретными мероприятиями.
Таким образом значимость качественного проблемно-ориентированного анализа по итогам отчётного периода позволяет коллективу выявить достижения и проблемы и оценить инновационный потенциал учреждения.
Используемая литература:
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. Сфера. 2008г.
2. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. «ТЦ Сфера», 2013г.
3. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Планирование и контроль. М. :ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.
4. Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы. «ТЦ Сфера», 2006
5. Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения№4, апрель/2008, стр. 16 статья «Анализ деятельности дошкольного учреждения за учебный год» из опыта работы.