Приложение МААМ

Проблемно-ориентированный анализ воспитательно-образовательного процесса

Елена Липатникова
Проблемно-ориентированный анализ воспитательно-образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемно-ориенитированный анализ - это целенаправленное изучение воспитательно-образовательного процесса, его объективная оценка, выделение причин, определивших его уровень, результат и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию работы.

В деятельности учреждения важное значение при подготовке годового плана имеет плановопрогностическая функция. Планирование и прогнозирование работы коллектива заключается в определении зон ближайшего и перспективно развития детского сада в конкретной окружающей среде на основе педагогического анализа.

Планирование будет эффективным, если соблюдать три главных условия:

Публикация «Проблемно-ориентированный анализ воспитательно-образовательного процесса» размещена в разделах

- объективная оценка уровня работы дошкольного образовательного учреждения в момент планирования;

- четкое представление тех результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

- выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Важное условие планирования работы - учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий в образовательном учреждении. Несколько важных моментов, которые необходимо учитывать при планировании работы детского сада на учебный год.

Прежде чем приступить к составлению годового плана работы необходимо провести анализ конечных результатов прошедшего учебного года, который является первой составной частью годового плана дошкольного учреждения. Этот раздел может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.

1. Определить конечные результаты за истекший учебный год:

- что удалось сделать, изменить, усовершенствовать;

- с какими трудностями столкнулись в ходе работы, по результатам анкетирования работы воспитателей;

- что не удалось сделать, причины;

- анализ выполнения и усвоения детьми Программы воспитания и обучения в детском саду, проводимый воспитателями и педагогами с использованием диагностических таблиц, куда заносятся данные и процент усвоения программы по разделам и возрастным группам (результаты мониторинга на конец года).

2. Предложить каждой группе педагогов- специалистов провести самоанализ проделанной работы за год:

- какими результатами я (мы) особо гордимся;

- какие задачи нерешены и почему;

- над чем еще предстоит работать в следующем году.

3. Провести анкетирование родителей, в ходе которого выявляется удовлетворенность родителей деятельностью учреждения, воспитательно-образовательным процессом.

При составлении годового плана образовательного учреждения необходимо основываться на Образовательную программу дошкольного образовательного учреждения.

Чётко организованная система анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, развития детей.

Проблемно- ориентированный анализ результатов работы отчётного учебного года включает в себя шесть разделов: (подробно в книге Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам. М. ТВ Сфера 2007 стр. 111).

1. Состояние здоровья воспитанников и результаты организации физкультурно-оздоровительной работы. Выводы.

2. Результаты выполнения программы по всем направлениям. Выводы.

3. Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Выводы

4. Результаты методической работы с кадрами: система повышения квалификации, самообразования, аттестации. Анализ научно- методического обеспечения педагогического процесса. Выводы.

5. Анализируется система взаимодействия с родителями. Выводы.

6. Итоги административно - хозяйственной работы. Выводы.

7. Для МБ (А)ДОУ компенсирующего или комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы.

Каждый раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами, представлен в виде таблицы.

задача Целевые ориентиры Результаты Процессы, способствующие достижению результата Условия, достижения результата Проблемы

1-й раздел включает анализ:

Анализ качества освоения основной образовательной программы воспитанниками по образовательным областям.

Здесь анализируется результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы воспитанниками по 5 образовательным областям.

Результаты можно представить в виде таблицы или в виде диаграмм:

№ Образовательная область Результат (%)

п\п

1. «Физическое развитие»

2. «Художественно-эстетическое»

3. «Познавательное»

4. «Речевое»

5. «Социально-коммуникативное»

Итого: средний показатель

Анализируется уровень по всем образовательным областям в процентном уровне: высокий, средний, низкий.

Выявляются: наиболее высокие результаты достигнутые по образовательным областям;

Низкие результаты, которые получены в ходе реализации образовательных областей.

Формулируются общие выводы и определяются перспективы повышения уровня выполнения программы.

2-й раздел включает анализ:

Анализ готовности к обучению в школе детей подготовительной группы

Здесь анализируется уровень развития интегративных качеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения Программы в подготовительной к школе группе, готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

В виде диаграммы отражается «Модель выпускника»

Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

3-й раздел включает анализ:

Анализ кадрового состава детского сада.

Здесь анализируются:

- кадровый состав ДОУ;

- результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;

- заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по результатам анкетирования);

Анализ кадрового обеспечения можно представить в следующей таблице:

Всего педагогов воспитатели психолог логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Старший воспитатель Возрастной ценз, лет Образовательный ценз Педагогический стаж, лет

До 30 30-40 40-50 Свыше 50 высшее

Среднее профессиональное До5 5-10 10-20 Свыше 20

Результаты повышения квалификации, аттестации и профессиональной переподготовки в анализируемом году целесообразно отражать отдельно.

Указываем, сколько педагогов прошли курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку, результаты аттестации: указываем количество педагогов аттестованных на высшую, и на первую квалификационную категорию (прописываем фамилии педагогов). Указываем перспективы на новый учебный год.

Анализируется комплексный план методической работы: указываются мероприятия, которые прошли наиболее эффективно.

Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами на следующий учебный год.

4-й раздел включает анализ:

Анализ взаимодействия с семьями воспитанников

Здесь анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников:

участие их в разных мероприятиях, проводимых в ДОУ (конкурсы, выставки, развлечения, праздники, анкетирование и др.).

Здесь же можно анализировать организацию тематических выставок («День матери», «Жизнь в детском саду» и др.).

Дается анализ общих родительских собраний и общественной жизни детского сада.

По результатам анкетирования выявляется удовлетворенность родителей деятельностью учреждения, воспитательно-образовательным процессом (указывается в процентном отношении). Руководствуясь полученными данными, делается вывод и выделяются проблемы. Намечаются мероприятия, способствующие вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.

5-й раздел включает анализ:

Анализ состояния здоровья воспитанников

В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.

Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

6-й подраздел включает анализ:

Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические условия пребывания детей в Учреждении.

7-й подраздел включает анализ:

Анализ результатов коррекционной работы строится на анализе работы специалистов: учителей-логопедов, дефектологов, педагога-психолога, данных психолого-медико-педагогической комиссии (учреждения или городской комиссии) по итогам коррекционной работы, итогам мониторинга.

В каждом разделе по итогам работы за отчётный период деятельности коллектива формулируются конкретные задачи, направления работы, которые будут решаться в течение нового учебного года.

Составленный проблемно-ориентированный анализ обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. В ходе реализации годового плана Учреждения, поставленные задачи на новый учебный год уточняются, дополняются конкретными мероприятиями.

Таким образом значимость качественного проблемно-ориентированного анализа по итогам отчётного периода позволяет коллективу выявить достижения и проблемы и оценить инновационный потенциал учреждения.

Используемая литература:

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. Сфера. 2008г.

2. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. «ТЦ Сфера», 2013г.

3. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Планирование и контроль. М. :ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.

4. Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы. «ТЦ Сфера», 2006

5. Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения№4, апрель/2008, стр. 16 статья «Анализ деятельности дошкольного учреждения за учебный год» из опыта работы.

Публикации по теме:

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса на сентябрь 2017 года в младшей группеКалендарное планирование воспитательно-образовательного процесса на сентябрь 2017 года в младшей группе 01.09.2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе по теме: «Осенний урожай».Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе по теме: «Осенний урожай». Здравствуйте уважаемые коллеги, Вы знаете, что планирование является важной частью работы педагога. Согласно ФГОС планирование образовательного.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке осенью 1. Месяц/неделя 2. Наблюдения 3. Беседа 4. Трудовая деятельность 5. Подвижные игры 6. Дополнительно Сентябрь 1 неделя Наблюдение за сезонными.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке в зимнее время Декабрь 1 неделя Наблюдение за снегом. Цели: - помочь выявить его свойства (белый, холодный, колючий, мокрый, рыхлый, липкий, рассыпчатый).

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке весной Март 1 неделя Наблюдение за погодой Цель: - закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - воспитывать наблюдательность. Наблюдение.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемно-ориентированный анализ воспитательно-образовательного процесса
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 11:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемно-ориентированный анализ воспитательно-образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Елена Липатникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД