Лучший педагог года

Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста

Екатерина Артамошкина
Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста (наряду с проблемой страха, агрессивности и др.) является достаточно серьезной, т. к. она может оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка и его социализацию.

Дошкольный возраст – это период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.

Публикация «Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Чем старше становится застенчивый ребёнок, тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.

Психологи выделяют следующие источники застенчивости :

- страх перед людьми (главный источник застенчивости);

- представления застенчивого ребенка о самом себе;

- очередность рождения (старшинство);

- чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу;

- наследование застенчивости.

Но, как известно фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Появление ее во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Проявление застенчивости очень разнообразно : от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов.

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

Отношение к себе у застенчивых детей дошкольного возраста характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».

Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.

Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.

Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания и т. д.).

На сегодняшний день, разработаны различные программы, направленные на коррекцию застенчивости у детей. В настоящее время за рубежом большой популярностью пользуется так называемый «метод сенсорной интеграции в диалоге», который предложен и используется немецким эрготерапевтом У. Кислинг.

Под понятием «сенсорная интеграция» она понимает взаимодействие всех органов чувств. В работе со стеснительными детьми У. Кислинг фактически использует андропедагогическую модель сотрудничества, в которой ребенок, родитель и педагог являются своеобразными сторонами равностороннего треугольника.

В России создатели программ, направленных на преодоление застенчивости в дошкольном возрасте, единодушно считают, что преодоление застенчивости у детей данного возраста, прежде всего, связано с поведением педагогов и психологов. В связи с этим педагогам рекомендуется постоянно подкреплять в ребенке чувство уверенности в себе и своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением; расширять круг знакомств; дать ребенку определенную (в разумных рамках) свободу действий. Психолог обязан выявить причины данного состояния; направить ребенка в случае необходимости (при обнаружении явной патологии) к соответствующим специалистам; создать благоприятную для него среду.

Кроме этого в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется активно использовать игру. Анализ существующих программ коррекционных занятий позволил выделить несколько групп игр и игровых упражнений, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников. Среди них игры и игровые упражнения, направленные на овладение паралингвистическими, неречевыми средствами общения, речевыми средствами, методами выражения своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций других людей (детей и взрослых); снижение психоэмоционального напряжения; развитие навыков доброжелательного отношения друг к другу.

В то же время, игры и игровые упражнения каждой группы могут быть разделены жестами на две категории. К первой мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых не регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий детей. Например: игра «Колдун» (игра описана Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной в сборнике «Учим детей общению»)

Содержание. Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Другие дети рассказывают словами то, что он показывает.

Игровое упражнение «Различная походка» (предложено В. Леви и описано Л. Строгановой в статье «Как «расколдовать» застенчивого»)

Содержание. Детям предлагается походить в круге, как: малыш, который недавно встал на ножки и делает первые шаги; древний старик; горилла; артист, выступающий на сцене и т. д.

Ко второй категории мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых строго регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий. Например, игра «Живая иллюстрация».

Содержание. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует (параллельно, в соответствии со звучащим текстом) описываемые события и эмоции.

Игры, регламентирующие время выполнения игровых заданий, являются более сложными для освоения, однако практика показывает, что дети дошкольного возраста любят эти игры, особенно музыкальные. Это притом, что в музыкальной игре музыка является основным «действующим лицом», определяющим характер, темп, ритм, динамику реакций и движений участников игры.

Многие ученые признают, что музыка, как вид искусства, оказывает влияние на биологическую сущность человека (В. М. Бехтерев, Н. А. Бернштейн, В. Леви и др.). Еще И. М. Сеченов указывал на взаимосвязь слуховых и мыслительных ощущений. Б. М. Теплов уточнял: восприятие музыки сопровождается теми или иными двигательными реакциями.

Таким образом, музыка, минуя сознание, способна вызвать определенные реакции человека. Наличие данных реакций, а также их стимуляция извне (в виде похвалы родителей или других людей) являются факторами, побуждающими организм к развертывающейся как во внутреннем, так и во внешнем плане познавательной, а также коммуникативной деятельности.

В освоении музыкальной игры дошкольниками особая роль принадлежит педагогу, организующему этот процесс. Педагог выявляет уровень подготовленности (музыкального развития) ребенка к той или иной музыкальной игре, проводит и разучивает ее с детьми.

Предлагая ребенку новую музыкальную игру, педагог должен знать несколько вариантов ее проведения (легких и более трудных). Начинать, безусловно, нужно с более легких. Разученную игру необходимо исполнять на занятиях достаточно длительное время. Повторение разученной игры не просто развлекает ребенка, а способствует развитию и формированию различных умений и навыков (в том числе познавательных и коммуникативных). Каждый вариант музыкальной игры представляет собой определенный уровень развития.

Музыкальная игра «Комплимент». Дети встают в круг, поют первый куплет песенки, производя необходимый движения. Затем один из детей делает комплимент рядом стоящему ребенку, последний благодарит его за него. Вновь звучит музыка, поется песенка, и ребенок только что получивший комплимент, делает его рядом стоящему и так далее по кругу (возможны и другие варианты игры).

В коррекционных занятиях с застенчивыми детьми музыку необходимо использовать не только в качестве фона или средства, позволяющего снять психо-эмоциональное напряжение дошкольников. Музыкальная игра способна быть средством вовлечения застенчивого ребенка в коммуникативный процесс, а значит, музыкальные игры должны занять достойное место в коррекционных программах, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников.

Список литературы:

1. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. – СПб. : Питер Пресс, 1996. – 256 с.

2. Популярная психология: Хрестоматия / В. В. Мироненко. – М. :Просвещение, 1990. – 253 с.

3. Практикум для детского психолога – Изд. 5-е. / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 314 с.

4. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.

5. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л. И. Катаева. – М. : Книголюб, 2005 г. -156 с. 7.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии «Развитие связанной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» В современном обществе мы столкнулись с острой.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 октября 2014 в 10:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Артамошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД