Аня Баженова
Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте как центральная проблема педагогической психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
В данной научной статье рассмотрены основные подходы к проблеме обучения и развития в теориях выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Предложены основные направления разработки в области проблемы обучения и развития на современном этапе становления образования, а так же рассмотрены возможные движущие силы и противоречия, имеющие влияние на данную проблему.
Публикация «Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте как центральная проблема педагогической психологии» размещена в разделах
Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ, ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗРАБОТКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, EDUCATIONAL PSYCHOLOGY, INSTRUCTION AND DEVELOPMENT, SCIENTIFIC ATTITUDE FOR PROBLEM, BASE-LINE OF DEVELOPMENT, PULSION, CONTRADICTIONS.
На современном этапе постоянной модернизации и развития стандартов на базе общего образования проблема соотношения обучения и развития становится наиболее актуальной проблемой в области педагогической психологии развития ребенка. Поиск решений в данной области направлен на получение конструктивных ответов на следующие вопросы: на каком уровне и в какой мере социализация ребенка оказывает влияние на его общее развитие? Какие направления в обучении способствуют развитию школьника, а какие не влияют на общее становление личности? Ответ на эти вопросы позволит грамотно организовать практическое взаимодействие с ребенком, применяя элементы психологической диагностики и коррекции в процессе обучения.
В общем понимании педагогическая психология занимает немаловажную позицию между педагогическими и психологическими дисциплинами, выступая в форме их совокупного изучения прямой зависимости обучения от воспитания и непосредственного формирования психики индивида. Данная наука призвана всесторонне рассматривать систему учения: структуру, характерные особенности, элементы и процессы, а также аспекты возрастных особенностей и индивидуального подхода к обучению, направленные на развитие ребенка.
В свою очередь проблемы обучения и развития затрагивались многими выдающимися психологами всех времен. Первым данную проблему осветил в своих трудах Л. С. Выготский. Он утверждал, что ведущая роль обучения в развитии, считая, что обучение должно происходить раньше развития, выступать его первоисточником[3].
По мнению Ж. Пиаже, развитие происходит независимо от обучения, где само обучение опирается на уже сформированный уровень развития и напрямую зависит от него[6].
Мнение П. Я. Гальперина в противовес Л. С. Выготскому и Ж. Пиаже предполагает особенность зависимости обучения и развития в том, что не каждое обучение может оказывать прямое влияние на процесс развития[2, C.2].
Таким образом, мы видим, что еще исторически сложилась противоречивость мнений в области соотношения обучения и развития. Это обусловлено постоянной сменой методических подходов в области образования и воспитания, расширением форм трактовок, характеризующих сущность развития личности и непосредственного процесса обучения.
Ряд проблем в области обучения и психологического развития нами обобщен в сводный список, где отображены идеи Выготского и других авторов.
Принято выделять подходы к решению проблем взаимосвязи обучения и развития на базе теорий известных психологов и педагогов, частично рассмотренных нами выше.
Традиционный взгляд на проблему обучения и развития под одним углом «что из них первично» на современном этапе переходит в проблему данного соотношения в разрезе личности, что так же способствует изменениям системы образования с учетом разработки индивидуального подхода к обучающимся.
Поэтому нами предложены направления разработки проблемы обучения и развития с учетом растущих требований к социализации личности и ее готовности взаимодействовать с обществом.
В данном случае основные направления психического развития в учебном процессе будут основываться на:
1. развитии познавательной сферы (интеллектуальное развитие, сознательная составляющая).
Сфера познавательного уровня формируется под влиянием обучения по линии поэтапного усложнения деятельности в области мышления и системного развития интеллекта. Единовременно происходит развитее механизмов и содержательной нагрузки сознания.
2. Общее развитие личности (целенаправленность, эмоциональное сопровождение, этические ценности)
В данном аспекте предполагается отслеживание образования, становления и усложнения мотивационной и потребностной сферы, отмечая в ее структуре лидирующие, превосходящие линии (учебная, познавательная, коммуникативная).
3. Становление деятельности с психологической точки зрения (цели, мотивы, их соотношение, формы, средства).
Психологическая структура деятельности развивается в соответствие с логическим соотношением мотивов к целям, постепенного усложнения деятельности с точки зрения операционнальных задач.
В ходе развития предполагается формирование:
- расположенности к целеполаганию,
- навыков планирования,
- организаторских способностей,
- умений управлять различными операциями и способами их осуществления,
- самоконтроля и саморегуляции.
Однако в качестве противоречивых движущих сил психического развития в процессе обучения или параллельного взаимодействия данных процессов можно выделить:
Таким образом, проблемы обучения и развития затрагивались многими выдающимися психологами во все времена. И на этапе современного становления образовательного процесса решение данных проблем остается актуальным. Множество противоречивых теорий направлены на рассмотрение положения: что лежит в первооснове обучение или развитие? На базе научных подходов к теориям нами были предложены основные линии разработки проблемы. Нами рекомендуется рассматривать обучение и развитие в методической совокупности общего становления личности. Предполагается разработка конкретных форм и методов обучения, которые будут обеспечивать высокое умственное развитие обучающихся в области ключевых сфер, таких как общее становление личности, психологическая структура деятельности, познавательная сфера развития. При этом не стоит забывать о движущих силах и возможных противоречиях такого развития, а именно изменчивости потребностей в зависимости от уровня развития, объективных и субъективных факторах влияния. В целом будем считать, что между обучением и развитием существует неразрывная взаимосвязь, какие бы споры вокруг данных понятий не возникали.
Список литературы:
1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.
2. Богус М. Б. Взаимосвязь обучения и развития как методологический принцип их осуществления // Концепт. 2014. № 11. С. 1-6.
3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения /Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М. : Помощь, 1996.
4. Есина Е. Педагогическая психология [Электронный ресурс] // ВикиЧтение. URL: https://psy.wikireading.ru/5752 (дата обращения: 29.01.2020).
5. Склярова Т. В. Взаимосвязь обучения и развития [Электронный ресурс] // Образовательный портал СЛОВО. URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42843.php (дата обращения: 29.01.2020).
6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Междунар. пед. акад., 1994. 272 с.