МААМ-картинки

Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте как центральная проблема педагогической психологии

Аня Баженова
Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте как центральная проблема педагогической психологии

Аннотация:

В данной научной статье рассмотрены основные подходы к проблеме обучения и развития в теориях выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Предложены основные направления разработки в области проблемы обучения и развития на современном этапе становления образования, а так же рассмотрены возможные движущие силы и противоречия, имеющие влияние на данную проблему.

Публикация «Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте как центральная проблема педагогической психологии» размещена в разделах

Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ, ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗРАБОТКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, EDUCATIONAL PSYCHOLOGY, INSTRUCTION AND DEVELOPMENT, SCIENTIFIC ATTITUDE FOR PROBLEM, BASE-LINE OF DEVELOPMENT, PULSION, CONTRADICTIONS.

На современном этапе постоянной модернизации и развития стандартов на базе общего образования проблема соотношения обучения и развития становится наиболее актуальной проблемой в области педагогической психологии развития ребенка. Поиск решений в данной области направлен на получение конструктивных ответов на следующие вопросы: на каком уровне и в какой мере социализация ребенка оказывает влияние на его общее развитие? Какие направления в обучении способствуют развитию школьника, а какие не влияют на общее становление личности? Ответ на эти вопросы позволит грамотно организовать практическое взаимодействие с ребенком, применяя элементы психологической диагностики и коррекции в процессе обучения.

В общем понимании педагогическая психология занимает немаловажную позицию между педагогическими и психологическими дисциплинами, выступая в форме их совокупного изучения прямой зависимости обучения от воспитания и непосредственного формирования психики индивида. Данная наука призвана всесторонне рассматривать систему учения: структуру, характерные особенности, элементы и процессы, а также аспекты возрастных особенностей и индивидуального подхода к обучению, направленные на развитие ребенка.

В свою очередь проблемы обучения и развития затрагивались многими выдающимися психологами всех времен. Первым данную проблему осветил в своих трудах Л. С. Выготский. Он утверждал, что ведущая роль обучения в развитии, считая, что обучение должно происходить раньше развития, выступать его первоисточником[3].

По мнению Ж. Пиаже, развитие происходит независимо от обучения, где само обучение опирается на уже сформированный уровень развития и напрямую зависит от него[6].

Мнение П. Я. Гальперина в противовес Л. С. Выготскому и Ж. Пиаже предполагает особенность зависимости обучения и развития в том, что не каждое обучение может оказывать прямое влияние на процесс развития[2, C.2].

Таким образом, мы видим, что еще исторически сложилась противоречивость мнений в области соотношения обучения и развития. Это обусловлено постоянной сменой методических подходов в области образования и воспитания, расширением форм трактовок, характеризующих сущность развития личности и непосредственного процесса обучения.

Ряд проблем в области обучения и психологического развития нами обобщен в сводный список, где отображены идеи Выготского и других авторов.

Принято выделять подходы к решению проблем взаимосвязи обучения и развития на базе теорий известных психологов и педагогов, частично рассмотренных нами выше.

Традиционный взгляд на проблему обучения и развития под одним углом «что из них первично» на современном этапе переходит в проблему данного соотношения в разрезе личности, что так же способствует изменениям системы образования с учетом разработки индивидуального подхода к обучающимся.

Поэтому нами предложены направления разработки проблемы обучения и развития с учетом растущих требований к социализации личности и ее готовности взаимодействовать с обществом.

В данном случае основные направления психического развития в учебном процессе будут основываться на:

1. развитии познавательной сферы (интеллектуальное развитие, сознательная составляющая).

Сфера познавательного уровня формируется под влиянием обучения по линии поэтапного усложнения деятельности в области мышления и системного развития интеллекта. Единовременно происходит развитее механизмов и содержательной нагрузки сознания.

2. Общее развитие личности (целенаправленность, эмоциональное сопровождение, этические ценности)

В данном аспекте предполагается отслеживание образования, становления и усложнения мотивационной и потребностной сферы, отмечая в ее структуре лидирующие, превосходящие линии (учебная, познавательная, коммуникативная).

3. Становление деятельности с психологической точки зрения (цели, мотивы, их соотношение, формы, средства).

Психологическая структура деятельности развивается в соответствие с логическим соотношением мотивов к целям, постепенного усложнения деятельности с точки зрения операционнальных задач.

В ходе развития предполагается формирование:

- расположенности к целеполаганию,

- навыков планирования,

- организаторских способностей,

- умений управлять различными операциями и способами их осуществления,

- самоконтроля и саморегуляции.

Однако в качестве противоречивых движущих сил психического развития в процессе обучения или параллельного взаимодействия данных процессов можно выделить:

Таким образом, проблемы обучения и развития затрагивались многими выдающимися психологами во все времена. И на этапе современного становления образовательного процесса решение данных проблем остается актуальным. Множество противоречивых теорий направлены на рассмотрение положения: что лежит в первооснове обучение или развитие? На базе научных подходов к теориям нами были предложены основные линии разработки проблемы. Нами рекомендуется рассматривать обучение и развитие в методической совокупности общего становления личности. Предполагается разработка конкретных форм и методов обучения, которые будут обеспечивать высокое умственное развитие обучающихся в области ключевых сфер, таких как общее становление личности, психологическая структура деятельности, познавательная сфера развития. При этом не стоит забывать о движущих силах и возможных противоречиях такого развития, а именно изменчивости потребностей в зависимости от уровня развития, объективных и субъективных факторах влияния. В целом будем считать, что между обучением и развитием существует неразрывная взаимосвязь, какие бы споры вокруг данных понятий не возникали.

Список литературы:

1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.

2. Богус М. Б. Взаимосвязь обучения и развития как методологический принцип их осуществления // Концепт. 2014. № 11. С. 1-6.

3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения /Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М. : Помощь, 1996.

4. Есина Е. Педагогическая психология [Электронный ресурс] // ВикиЧтение. URL: https://psy.wikireading.ru/5752 (дата обращения: 29.01.2020).

5. Склярова Т. В. Взаимосвязь обучения и развития [Электронный ресурс] // Образовательный портал СЛОВО. URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42843.php (дата обращения: 29.01.2020).

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Междунар. пед. акад., 1994. 272 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. II. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы с педагогами.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте как центральная проблема педагогической психологии
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 15:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД