Надежда Шимко
Проблема развития связной речи у младших школьников в современной логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема развития связной речи у младших школьников – одна из самых актуальных проблем в современной логопедической практике. От уровня развития устной речи зависит успешное овладение учащимися учебными знаниями.
Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения содержанием школьных программ учащихся младших классов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям…Конечным этапом является связанная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
«Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф. А. – это непросто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…Связная речь как-бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». Структура речевого высказывания детей выявляет уровень их речевого развития. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
С лингвистической точки зрения, связная речь – отрезок речи, обладающей значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные самостоятельные части.
Для методистов связная речь, а именно для Т. А. Ладыженской – это и речевая деятельность ученика, и результат этой деятельности, т. э. ученик вступает с развернутым ответом по материалу учебной дисциплины в результате чего получается развернутый ответ, изложение, рассуждение.
Связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал).
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного её восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые; например: В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР III уровня. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствовании связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий. А. Г. Зикеев систематизировал изучение связной и письменной речи по этапам. Мазанова Е. В. в одной из своих комплектов тетрадей по коррекционной логопедической работе, а именно – «Аграмматическая форма дисграфии», предлагает работу по развитию умения и навыков узнавания существенных признаков связного текста путем сравнения его с набором слов, предложений, различных вариантов его искажений т. д.
Цель дипломной работы: Выявить эффективность приемов, выбранных из методик Л. Н. Ефименковой и В. К Воробьевой для развития устного связного монолога у младших школьников с ОНР III уровня.
Задачи:
1. Изучить состояние развития устной связной речи у детей младшего школьного возраста в научной литературе.
2. Обследовать состояния устной связной речи у учащихся первого класса и обобщить полученные данные
3. Провести экспериментальные исследования, направленные на формирования навыков связной речи
4. Разработать рекомендации для учителей и родителей, воспитывающих и обучающих младших школьников с несформированностью связной речи.
Объектом изучения данной проблемы является : недостаточная сформированность связной речи у младших школьников с ОНР III уровня
Предмет исследования: процесс формирования устной связной речи младших школьников.
Гипотеза исследования: если использовать коррекционные приемы из методик Л. Н. Ефименковой, В. К. Воробьевой, то формирование устной связной речи у младших школьников с ОНР III уровня будет более успешным.