Получи документы

Проблема развития связной речи у младших школьников в современной логопедической практике

Надежда Шимко
Проблема развития связной речи у младших школьников в современной логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Проблема развития связной речи у младших школьников – одна из самых актуальных проблем в современной логопедической практике. От уровня развития устной речи зависит успешное овладение учащимися учебными знаниями.

Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения содержанием школьных программ учащихся младших классов.

Темочки:

В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям…Конечным этапом является связанная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

«Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф. А. – это непросто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…Связная речь как-бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». Структура речевого высказывания детей выявляет уровень их речевого развития. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

С лингвистической точки зрения, связная речь – отрезок речи, обладающей значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные самостоятельные части.

Для методистов связная речь, а именно для Т. А. Ладыженской – это и речевая деятельность ученика, и результат этой деятельности, т. э. ученик вступает с развернутым ответом по материалу учебной дисциплины в результате чего получается развернутый ответ, изложение, рассуждение.

Связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал).

Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного её восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.

Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые; например: В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР III уровня. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствовании связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий. А. Г. Зикеев систематизировал изучение связной и письменной речи по этапам. Мазанова Е. В. в одной из своих комплектов тетрадей по коррекционной логопедической работе, а именно – «Аграмматическая форма дисграфии», предлагает работу по развитию умения и навыков узнавания существенных признаков связного текста путем сравнения его с набором слов, предложений, различных вариантов его искажений т. д.

Цель дипломной работы: Выявить эффективность приемов, выбранных из методик Л. Н. Ефименковой и В. К Воробьевой для развития устного связного монолога у младших школьников с ОНР III уровня.

Задачи:

1. Изучить состояние развития устной связной речи у детей младшего школьного возраста в научной литературе.

2. Обследовать состояния устной связной речи у учащихся первого класса и обобщить полученные данные

3. Провести экспериментальные исследования, направленные на формирования навыков связной речи

4. Разработать рекомендации для учителей и родителей, воспитывающих и обучающих младших школьников с несформированностью связной речи.

Объектом изучения данной проблемы является : недостаточная сформированность связной речи у младших школьников с ОНР III уровня

Предмет исследования: процесс формирования устной связной речи младших школьников.

Гипотеза исследования: если использовать коррекционные приемы из методик Л. Н. Ефименковой, В. К. Воробьевой, то формирование устной связной речи у младших школьников с ОНР III уровня будет более успешным.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития связной речи у младших школьников в современной логопедической практике
Опубликовано: 6 августа 2022 в 11:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития связной речи у младших школьников в современной логопедической практике» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шимко (УИ 1074084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД