Надежда Шимко
Проблема развития связной речи у младших школьников в современной логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема развития связной речи у младших школьников – одна из самых актуальных проблем в современной логопедической практике. От уровня развития устной речи зависит успешное овладение учащимися учебными знаниями.
Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения содержанием школьных программ учащихся младших классов.
Публикация «Проблема развития связной речи у младших школьников в современной логопедической практике» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям…Конечным этапом является связанная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
«Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф. А. – это непросто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…Связная речь как-бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». Структура речевого высказывания детей выявляет уровень их речевого развития. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
С лингвистической точки зрения, связная речь – отрезок речи, обладающей значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные самостоятельные части.
Для методистов связная речь, а именно для Т. А. Ладыженской – это и речевая деятельность ученика, и результат этой деятельности, т. э. ученик вступает с развернутым ответом по материалу учебной дисциплины в результате чего получается развернутый ответ, изложение, рассуждение.
Связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал).
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного её восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые; например: В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР III уровня. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствовании связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий. А. Г. Зикеев систематизировал изучение связной и письменной речи по этапам. Мазанова Е. В. в одной из своих комплектов тетрадей по коррекционной логопедической работе, а именно – «Аграмматическая форма дисграфии», предлагает работу по развитию умения и навыков узнавания существенных признаков связного текста путем сравнения его с набором слов, предложений, различных вариантов его искажений т. д.
Цель дипломной работы: Выявить эффективность приемов, выбранных из методик Л. Н. Ефименковой и В. К Воробьевой для развития устного связного монолога у младших школьников с ОНР III уровня.
Задачи:
1. Изучить состояние развития устной связной речи у детей младшего школьного возраста в научной литературе.
2. Обследовать состояния устной связной речи у учащихся первого класса и обобщить полученные данные
3. Провести экспериментальные исследования, направленные на формирования навыков связной речи
4. Разработать рекомендации для учителей и родителей, воспитывающих и обучающих младших школьников с несформированностью связной речи.
Объектом изучения данной проблемы является : недостаточная сформированность связной речи у младших школьников с ОНР III уровня
Предмет исследования: процесс формирования устной связной речи младших школьников.
Гипотеза исследования: если использовать коррекционные приемы из методик Л. Н. Ефименковой, В. К. Воробьевой, то формирование устной связной речи у младших школьников с ОНР III уровня будет более успешным.