Юлия Зубченко
Проблема развития геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использование природного материала
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети осваивают элементарные математические представления, связанные с множеством, числом, счетом, формой предметов и геометрическими фигурами, величинами и их измерением, простейшими вычислениями, которые постигаются ими на эмпирическом, чувственном уровне. Ученые и практики выделяют следующие виды представлений : количественные, геометрические, величинные, пространственные и временные. Одними, из которых являются геометрическими представлениями, связанные с геометрическими фигурами и формой предметов. Геометрические фигуры – это эталоны форм (геометрические плоскостные и объемные формы, с помощью которых ребенок анализирует окружающую действительность, выделяет форму предметов и его частей, получает новый сенсорный опыт.
Публикация «Проблема развития геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использование природного материала» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Проблемой знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами в рамках сенсорного воспитания, а также в процессе формирования и развития геометрических представлений занимались А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина, В. И. Логинова, З. А. Михайлова, М. Монтессори, В. В. Воскобович, А. П. Усова и др.
В последнее десятилетие, в дошкольном образовании появились новые средства обучения: разнообразные развивающие игры и игровые пособия; конструкторы; рабочие тетради на печатной основе; магнитные плакаты; слайд – альбомы; электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе и т. п.
Ученые и педагоги искали различные средства для развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Это и дидактические игры и упражнения, художественное слово, малые фольклорные жанры, конструирование, моделирование, дидактический, природный и бросовый материал и др.
К проблеме использования природных материалов в работе с детьми разного возраста обращались различные поколения педагогов, и каждый исследователь открывал что-то новое в этом вопросе. Современные педагоги отмечают большое значение использования природного материала в развитии образного мышления детей, что особенно важно для дошкольников, а также в процессе формирования математических представлений, в том числе и геометрических. Вместе с тем, потенциал природного материала может быть раскрыт лишь при умелой и продуманной организации работы детей с этим материалом под руководством взрослого, педагога,воспитателя или даже родителя, с учетом возрастных особенностей и потребностей ребенка.
Игры с природным материалом использовались педагогами в экологическом и сенсорном воспитании дошкольников. Природный материал (шишки, каштаны, песок, вода, снег и др.) широко применялся в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ, в процессе конструирования (И. В. Новикова и др., при изготовлении поделок (Э. К. Гульянц, И. Я. Базик и др.). Однако недостаточно раскрыты вопросы, связанные с использованием природного материала в обучении детей младшего дошкольного возраста элементарной математике, в том числе и в процессе развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах. В связи с этим мы выбрали тему исследования «Развитие геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием природного материала».