Екатерина Смирнова
Проблема работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности
Развитие одаренности у детей является одним из основных требований, которые современная жизнь предъявляет к образовательным учреждениям.
Социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей нашел отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Концепции модернизации образования», Федеральных государственных образовательных стандартах, в которых развитие способностей, одаренности личности рассматривается в качестве одной из приоритетных задач образования и воспитания.
Публикация «Проблема работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности» размещена в разделах
Исследователями установлено, что наиболее благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей – дошкольное детство. В любой группе детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники; приносит в детский сад интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает истории и сказки, создает удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности, отлично рисует, поет, танцует и т. д. Нередко такой ребенок задает вопросы, которые ставят педагогов в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими детьми, долго и старательно изготавливает поделки или вовсе делает все по-своему. Возможно, это ребенок с признаками одаренности – ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Как правило, дети, обладающие такими возможностями оказываются незамеченными или попадают в группу «трудных» детей, поскольку они отличаются от детей этого возраста мировосприятием, поведенческими характеристиками и т. д. Нередко такое может быть обусловлено тем, что воспитатели (педагоги) просто не знают, как работать с такими детьми или просто не видят этой проблемы.
Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений – содействовать реализации заложенных в детях способностях.
Одаренность, по мнению Д. Б. Богоявленской, это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.
Практика работы ДОО показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Следовательно, чаще делают упор на индивидуальную работу с теми, кто имеет трудности в обучении, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития.
В связи с этим в практике детского сада остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию детей с признаками одаренности.