Папки-передвижки

Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников (1 фото)

Елена Исаева
Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, скажет первую формулу образования: «Ты всё можешь» Ребёнку нужно время, сердце, терпение». (Ш. Амонашвили)

Ребёнок – это явление. Какие мы знаем явления? Природные: снег, дождь, рассвет, буря, гроза и т. д. Вот и ребёнок – это явление жизни. Его нужно принять таким, какой он есть. Против него ничего не сделаешь. Как ничего не сделаешь против дождя, бури, зимы… Но вместе с ним мы можем пройти путь взросления и помочь ему занять в этом мире свое уникальное место.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо, нижняя челюсть. Но, к сожалению, не все дети могут правильно произносить звуки родного языка, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата. И здесь нужно помнить, что дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.

Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников актуальна и важна в науке по сей день.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько эффективно проводится логопедическая работа в ДОУ, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Ребенок – это сложный механизм. Ребенок с ОВЗ – еще более сложный. Для запуска компенсаторных возможностей организма в своей работе использую следующие методы и технологии:

Артикуляционные гимнастики с элементами биоэнергопластики.

Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Гимнастика проводится в качестве подготовке к звукопостановке или в качестве разминки перед основным блоком занятия.

В своей работе использую элементы Биоэнергопластики — это здоровьесберегающая технология в ДОУ.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!

Василий Александрович Сухомлинский

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Элементы БЭП мной используются на занятиях.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерева, А. А. Леонтьева) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление и речь.

Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Пальчиковые гимнастики с применением су-джок терапии.

Ежедневно в работе использую Игры с пальчиками. Они развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Целью таких упражнений является развитие ловкости и точности пальцев рук, развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание.

Сильный эмоциональный отклик получило использование «Нетрадиционных средств развития речи Су Джок терапия»

Задачи которые решаются мы решаем с использованием Су джок терапии:

- нормализация мышечного тонуса, развитие координации движений рук;

- активизация области коры головного мозга, устанавление межполушарныех связей;

- снижение двигательной и эмоциональной расторможенности;

- элементы Су-Джок терапии можно использовать в различных видах деятельности.

- совершенствуются навыки пространственной ориентации, развивается, память, внимание.

В своей работе использую - Дыхательные гимнастики.

Коррекционная работа предполагает - формирование речевого дыхания.

Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.

Логопедический массаж, самомассаж языка.

В своей работе использую Самомассаж и массаж.

Массаж ребенок может делать себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов

упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы. «Пожуем язычок» ребенок пожевывает боковые края языка. «Покусывание языка зубами», «Жуём блинчик»

Использую так же «Самомассаж мышц лица»

- Упражнения «Рисуем дорожки» Движение пальцев от середины лба к вискам.

- «Рисуем яблочки» Круговые движения пальцев от середины лба к вискам

- «Умыли личико» Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по шекам к подбородку.

Мимические движения: закрывать – открывать глаза; хмурить брови; надувать щеки; учить жевать перед зеркалом.

Тренируем пассивно-активные движения губ: захватывать и удерживать губами палочки различного размера.

При работе с лексическими темами, постановке, автоматизации, дифференциацит звуков использую ИКТ.

Доску Smart board для демонстрации

- тренажеров по автоматизации звуков

- обучающих программ по развитию фонематического слуха

- презентации на автоматизацию, дифференциацию звуков

- презентации на правленые на развитие словаря и связной речи по лексическим темам.

В рамках дополнительного образования веду работу по дополнительным программам

- Программа «Веселые звуки» закладывает основы грамоты. С дошкольниками закрепляем понятия : звук, буква, слог, слово, предложение.

На занятиях использую методы:

- Наглядные (предметные и сюжетные картинки);

- Словесные (словесные инструкции);

- Практические (гимнастики; физминутки);

- Методы моделирования (работаем с мнемотаблицами; составляем схемы предложений).

- В нашем дошкольном учреждении реализуется дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego конструирование».

Программа направлена на развитие навыков конструирования, мелкой моторики рук, воображения. Учимся моделированию, работе со схемами. Использую элементы математического развития. Но и основная задача на занятиях – это развитие здоровой коммуникации, общения, способности работать в команде.

В процессе работы, обновляю и пополняю свои методические разработки (игры).

- Игры на развитие речевого дыхания.

- Материалы для пальчиковых гимнастик.

- Лепбуки, как консультативная работа с родителями и воспитателями.

- Игры на развитие сенсорики.

- Игры – театрализации.

- Демонстрационный материал.

Консультирование родителей

Так как родители являются участником образовательных отношений, их участие в коррекционной работе очень важно. Постоянно провожу консультации, беседы, как помочь конкретному ребенку. На что обратить внимание. Ребята с родителями по возможности выполняют домашние задания. Если есть необходимость, снимаю короткие видео с успехами ребенка или с материалом, который необходимо закрепить и отправляю видео родителям.

Участвую в работе консультационного пункта в нашем дошкольном учреждении. Консультируем родителей будущих воспитанников по вопросам адаптации, развитию речи.

Взаимодействие с педагогами:

- В процессе коррекционной работы, происходит обмен опытом, мнениями с педагогами – психологами, воспитателями, инструкторами по плаванию, по физическому развитию, с музыкальными руководителями. Например в форме мастер классов, школы молодого педагога.

Активно участвую в организации и проведении общих праздников, экскурсий в ДОУ (поход в Храм, масленица).

Только в процессе слаженного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции и развитию речи дошкольника дает положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого ребенка и его близкого окружения. Участие родителей, воспитателей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.

Главной задачей в совершенствовании работы считаю:

Совершенствование взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Опубликовано: 14 сентября 2024 в 17:32
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Исаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16-20 сентября. Неделя безопасности дорожного движения. Передвижка «Ребенок в...

С 16 по 20 сентября 2024 года в России пройдет неделя безопасности дорожного движения. Акция организована для профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей и снижения тяжести их...

15-17 сентября. Российские дни леса

С 15 по 17 сентября отмечается масштабный экологический праздник – Российские дни леса. А в третье воскресенье сентября празднуется День работников леса. Это профессиональный...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД