Рита Шибаева
Проблема нынешнего времени-дисграфия
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из проблем нынешнего времени является дисграфия, распространения которой год от года стремительно возрастает. Интерес к данной проблеме связан не только с быстрым ростом нарушения, но и с необходимостью уточнения этиологии и патогинеза.
Каждый родитель в определённый период подходит к серьёзному шагу, который делает его ребёнок - «школьный период». Родителям хочется, чтоб их ребёнок учился с интересом, старанием, энтузиазмом, но всё чаще и чаще ребёнок не готов в полном объёме усваивать школьную программу. Появляются специфические трудности письма, это свидетельствует о наличии у ребёнка дисграфии. Под этим термином подразумевают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех механизмов, которые обуславливают сложный процесс письма. Не получая ожидаемого результата и встречая много сложностей, у ребёнка пропадает интерес, снижается старание, исчезает энтузиазм, ребёнок отказывается идти в школу или смеряется с тем что у него плохие оценки.
Публикация «Проблема нынешнего времени-дисграфия» размещена в разделах
1) Если ребёнок на слух не различает акустически близкие звуки, он обязательно будет допускать на письме замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие - глухие согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш); лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю); соноры (Л, М, Н, Р, Й); свистящие и шипящие звуки (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ); аффрикаты, которые в смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц,Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС).
Необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению.
2) Если у ребёнка несформированность языкового анализа и синтеза, то это «грозит» последствием в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов. Персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв) Раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. Нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение не только письма, но и чтения.
3) Если не сформировались зрительно-пространственные представления, то ребё нок не сможет полноценно усваивать начертания букв и неизбежно будет их пропускать на письме: смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству
Такие ошибки также носят стойкий характер, влекут за собой снижение письма и чтения.
4) Если несформированность грамматических обобщений, у детей наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи. Это неправильное употребление корневой гласной (неспособность подобрать однокоренное слово). Ошибки на безударные гласные в окончаниях слов, в приставках и суффиксах. Неправильное употребление падежных окончаний (падежные формы, склонение существительных). Неверное употребление числа имён существительных (путают единственное и множественное число). Трудности при согласовании имён существительных с прилагательными (согласования в падеже, роде, числе). Трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности. Пропуски и замены предлогов вызывают нарушение связей в словосочетаниях и влекут за собой ошибки морфологического характера.
Это влечёт нарушения письма, которое сопровождается недостатками чтения.
Причины неуспеваемости ребёнка в школьный период не лежат на «поверхности» проблемы, а уходят глубоко в корни дошкольного и раннего возраста. Способность и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определённый период жизни. Если понять причины и постараться заблаговременно их устранить – значит обеспечить нормальный ход речевого развития. Понимание этого обстоятельства указывает на наиболее рациональный, единственный путь с данной патологией.
Родителям очень важно знать примерные сроки наступления определённых этапов нормального хода речевого развития. В самом грубом приближении первоначальным ориентиром может служить то, что первые слова у ребёнка должны появиться к году, а самые элементарные фразы, состоящие из двух слов примерно к полутора, двум годам. Если этого не происходит, то это уже повод для тревоги и обращения к специалистам.
За всю психическую деятельность человека, в том числе и за речь, отвечает мозг. Эта деятельность может протекать полноценно лишь при условии нормальной работы мозга.
Функциональная несформированность лобных отделов мозга и связанная с этим недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности могут проявляться в нарушении организации письма (неустойчивость внимания, неудержание программы, недостаточность саморегуляции и контроля).
Функциональная несформированность правого полушария может проявляться в недостаточности пространственных представлений, нарушении организации действий в пространстве, нарушении порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов.
Функциональная несформированность левой височной области провоцирует затруднения в звукоразличении, нарушения в формировании у ребенка фонематического слуха, приводит к дефициту слухоречевой памяти.
Дефицитарность подкорковых образований мозга обусловливает недостаточность фоновых компонентов психической деятельности, в том числе и письма: плавности, переключаемости, уровня тонуса, отчего страдает графическое оформление записи.
Поэтому о профилактике дисграфии ребёнка следует начинать заботиться ещё будущим родителям. Если в раннем периоде избежать неприятностей не удалось, и ребёнок попал в «группу риска» (неблагоприятные условия внутриутробного развития с осложненным протеканием родов, то нужно тщательно провести рекомендованное врачами лечение. Что помогает снятию возможных воспалительных явлений в тканях головного мозга и стимулирование его развития.
К мерам ранней профилактики дисграфии также относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, которые в полной мере помогают овладению процессом письма.
Развитие ребёнка зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это заключается в правильном восприятии ребёнка и обеспечении необходимых условий для своевременного и полноценного развития его психических функций. Прежде чем усваивать грамматические правила в школьные годы, ребёнку необходимо хорошо овладеть грамотой, то есть чётко разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, понять смысл и грамматическое содержание слова.
Работа не должна начинаться в школе, когда дисграфия уже проявила себя, а задолго до начала обучения ребёнка грамоте.
Практика показывает, что при систематической работе с ребёнком его можно вывести из этого состояния и направить на дальнейшее планомерное развитие. Поиск различных приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утрачивает своей актуальности.
Работая в ДОУ компенсирующего вида, с каждым годом наблюдаешь, увеличение детей, которые нуждаются в углубленной профилактике дисграфии.
Работа с детьми построена на проведении подгрупповых и индивидуальных занятий. На подгрупповые занятия объединяются дети со сходными речевыми нарушениями. На индивидуальных занятиях ведётся работа с учётом возможностей каждого ребёнка.
Принцип коррекционной направленности используется с соблюдением триединых задач, это: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Также все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Для устранения любого вида дисграфии необходимо убрать ту ближайшую и вполне очевидную причину, которая лежит в её основе. Решить эту задачу можно путём использования упражнений. Необходимый объём и направленность помощи ребёнку, зависят от характера и степени нарушения.
Выделяются следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.
1) Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; кинетические и кинестетические организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графомоторные навыки; пространственные представления).
2) Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (способность запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или стимулов; слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей).
3) Развитие интеллектуальной деятельности ( это мыслительные операции: сравнения, сопоставления, классификации символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
4) Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
5) Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи; развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям).
Произнести новый для ребёнка звук в слове, использовать его в повседневной речи – дело непростое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места во фразе – задача очень сложная. Родителям необходимо об этом знать и всегда помнить. Помощь родителей и всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна. Поэтому в детском саду проводятся консультации с родителями. Систематические занятия, при условии полного контроля и помощи со стороны родителей, гарантируют достижения быстрых и хороших результатов.
Предполагаю, что только таким путём можно решить проблему дисграфии и тем самым обеспечить ребёнку возможность полноценного овладения грамматикой родного языка.
Использованная литература:
1. Л. Г. Парамонова. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2004
2. Е. В. Мазанова. Коррекция дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – Москва, 2006
3. Э. Г. Симерницкая 1985, Л. С. Цветкова 2001, Т. В. Ахутина 2001, А. В. Семенович 2002. Нейропсихология