Мацепуро Ирина
Проблема адаптации детей в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дети попадают в дом ребенка в разном возрасте и по разным причинам. У некоторых детей родители лишены родительских прав за алкоголизм и пренебрежение интересами ребенка. Другие дети становятся «отказными» с самого рождения и ничего не знают о своих родителях. Третьи теряют родителей внезапно в результате жизненной катастрофы (болезнь, несчастный случай, а родственников, которые могли бы принять ребенка в семью, нет. Причины разные – результат один: ребенок оказывается в доме ребенка.
Публикация «Проблема адаптации детей в доме ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Темочки
Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста в домах ребёнка - это проблема адаптации к новым условиям детского учреждения и к коллективу сверстников. Ведь, общеизвестно, что развитие и познавательная активность ребёнка напрямую связана с эмоциональным комфортом. Говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить основные варианты: ребенок в первые месяцы жизни переводится в дом ребенка прямо из родильного дома или больницы; перевод детей в другое детское учреждения или в семью; ребёнок поступает из неблагополучной социальной среды.
Дети первой половины первого года жизни легче всего реагируют на смену обстановки, тем более что они попадают в адекватно организованные условия жизни.
Чтобы детям легче было адаптироваться к условиям семьи усыновителей, в своей работе мы учитываем все необходимые моменты при формировании и тренировке адаптационных возможностей:
- начиная с 1 года, показываем детям живых домашних животных, уличный транспорт, проводим экскурсии по территории дома ребёнка и т. д. ,
- с 1.6 лет знакомим детей со старшими ребятами (проводим совместные утренники и развлечения,
- детей с 2 лет активно выводим за пределы дома ребенка (походы в парк, в магазин,
- по возможности организовываем встречи со школьниками, студентами, находим различные средства, расширяющие познавательные возможности малышей (приглашение различных театров, цирков,
- проводим игры по формированию общения и партнёрских отношений у детей, игры и игровые упражнения для развития воображения и игры направленные на развитие игровых действий,
- усыновители могут получить консультации воспитателей по интересующим их вопросам: педагоги расскажут о характере малыша, о его привычках, особенностях.
При проводимой работе дети социализируются, они имеют опыт общения со сверстниками, что подготавливает их к переходу в новые условия и облегчает его.
Что касается вновь поступающих детей из неблагополучных социальных условий, то здесь всё значительно сложнее. Понятно, что при приеме в дом ребёнка малыша из неблагополучной социальной среды резко меняются привычные для него условия, он чувствует себя потерянным, никому ненужным. Стрессовая ситуация выражена очень сильно. Имеет значение и тот факт, что обычно вновь поступающий ребенок, сначала помещается в изолятор, а потом переводится в семейную группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию. За время пребывания в изоляторе ребенок нередко не заканчивает адаптацию, а его перевод в семейную группу вызывает резкое обострение всех негативных проявлений. При поступлении из неблагоприятных социальных условий про ребенка мало что известно: его режим дня, питания, характер бодрствования, привычки, отношение к игрушкам, детям, взрослым. Неизвестно была ли у них какая либо привязанность, или нет, а если и была, то к кому и как сильна. Такие дети зачастую ослаблены физически, труднее переживают изменения в жизни.
Существует несколько принципов в работе по адаптации детей поступающих из социально неблагополучных условий:
1. Воспитатель должен принять ребёнка таким, как он есть и доброжелательно к нему отнестись. Для этого можно применить приём эмпатии, т. е. сочувствия и сопереживания. Этот приём позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Он даёт нам возможность лучше понять чувства ребёнка.
2. Не применять никакого давления, если ребёнок не хочет что-то делать (играть вмести со всеми, общаться с воспитателями, даже есть).
3. Количество тактильных контактов в период адаптации нужно увеличить, ведь в процессе ознакомления и связывания с окружающей средой маленький ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. И тогда в этот очень трудный для ребенка период адаптации взрослый должен "ввести" его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему.
4. Помочь ребенку привыкнуть к режимным моментам может помочь фольклор (пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям).
5. Игры с песком и водой очень расслабляют и сближают ребёнка и воспитателя.
Задача персонала – обеспечить личностный контакт с ребенком, правильно и сдержанно реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое испытание. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в доме ребёнка. Ведь, если при первой социальной адаптации ребенок приобретает тяжелый адаптационный синдром, он тяжело адаптируется и в последующем. А каждая повторная тяжелая адаптация значительно затрудняет оптимальное развитие личности. Если сотрудники обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в доме ребёнка – то это будет залогом оптимального течения адаптации.