МААМ-картинки

Проблема адаптации детей в доме ребенка

Мацепуро Ирина
Проблема адаптации детей в доме ребенка

Дети попадают в дом ребенка в разном возрасте и по разным причинам. У некоторых детей родители лишены родительских прав за алкоголизм и пренебрежение интересами ребенка. Другие дети становятся «отказными» с самого рождения и ничего не знают о своих родителях. Третьи теряют родителей внезапно в результате жизненной катастрофы (болезнь, несчастный случай, а родственников, которые могли бы принять ребенка в семью, нет. Причины разные – результат один: ребенок оказывается в доме ребенка.

Публикация «Проблема адаптации детей в доме ребенка» размещена в разделах

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста в домах ребёнка - это проблема адаптации к новым условиям детского учреждения и к коллективу сверстников. Ведь, общеизвестно, что развитие и познавательная активность ребёнка напрямую связана с эмоциональным комфортом. Говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить основные варианты: ребенок в первые месяцы жизни переводится в дом ребенка прямо из родильного дома или больницы; перевод детей в другое детское учреждения или в семью; ребёнок поступает из неблагополучной социальной среды.

Дети первой половины первого года жизни легче всего реагируют на смену обстановки, тем более что они попадают в адекватно организованные условия жизни.

Чтобы детям легче было адаптироваться к условиям семьи усыновителей, в своей работе мы учитываем все необходимые моменты при формировании и тренировке адаптационных возможностей:

- начиная с 1 года, показываем детям живых домашних животных, уличный транспорт, проводим экскурсии по территории дома ребёнка и т. д. ,

- с 1.6 лет знакомим детей со старшими ребятами (проводим совместные утренники и развлечения,

- детей с 2 лет активно выводим за пределы дома ребенка (походы в парк, в магазин,

- по возможности организовываем встречи со школьниками, студентами, находим различные средства, расширяющие познавательные возможности малышей (приглашение различных театров, цирков,

- проводим игры по формированию общения и партнёрских отношений у детей, игры и игровые упражнения для развития воображения и игры направленные на развитие игровых действий,

- усыновители могут получить консультации воспитателей по интересующим их вопросам: педагоги расскажут о характере малыша, о его привычках, особенностях.

При проводимой работе дети социализируются, они имеют опыт общения со сверстниками, что подготавливает их к переходу в новые условия и облегчает его.

Что касается вновь поступающих детей из неблагополучных социальных условий, то здесь всё значительно сложнее. Понятно, что при приеме в дом ребёнка малыша из неблагополучной социальной среды резко меняются привычные для него условия, он чувствует себя потерянным, никому ненужным. Стрессовая ситуация выражена очень сильно. Имеет значение и тот факт, что обычно вновь поступающий ребенок, сначала помещается в изолятор, а потом переводится в семейную группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию. За время пребывания в изоляторе ребенок нередко не заканчивает адаптацию, а его перевод в семейную группу вызывает резкое обострение всех негативных проявлений. При поступлении из неблагоприятных социальных условий про ребенка мало что известно: его режим дня, питания, характер бодрствования, привычки, отношение к игрушкам, детям, взрослым. Неизвестно была ли у них какая либо привязанность, или нет, а если и была, то к кому и как сильна. Такие дети зачастую ослаблены физически, труднее переживают изменения в жизни.

Существует несколько принципов в работе по адаптации детей поступающих из социально неблагополучных условий:

1. Воспитатель должен принять ребёнка таким, как он есть и доброжелательно к нему отнестись. Для этого можно применить приём эмпатии, т. е. сочувствия и сопереживания. Этот приём позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Он даёт нам возможность лучше понять чувства ребёнка.

2. Не применять никакого давления, если ребёнок не хочет что-то делать (играть вмести со всеми, общаться с воспитателями, даже есть).

3. Количество тактильных контактов в период адаптации нужно увеличить, ведь в процессе ознакомления и связывания с окружающей средой маленький ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. И тогда в этот очень трудный для ребенка период адаптации взрослый должен "ввести" его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему.

4. Помочь ребенку привыкнуть к режимным моментам может помочь фольклор (пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям).

5. Игры с песком и водой очень расслабляют и сближают ребёнка и воспитателя.

Задача персонала – обеспечить личностный контакт с ребенком, правильно и сдержанно реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое испытание. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в доме ребёнка. Ведь, если при первой социальной адаптации ребенок приобретает тяжелый адаптационный синдром, он тяжело адаптируется и в последующем. А каждая повторная тяжелая адаптация значительно затрудняет оптимальное развитие личности. Если сотрудники обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в доме ребёнка – то это будет залогом оптимального течения адаптации.

Публикации по теме:

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группеАлгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Цель: Заложить основы доверительного отношения.

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Фотоотчет о новогодних каникулах в Доме ребенкаФотоотчет о новогодних каникулах в Доме ребенка Фотоотчет о новогодних каникулах в доме ребенка. Баранова Лариса Георгиевна Из дома ребенка никто не забирает детей на выходные и праздники.

Фотоотчет «Пожарные учения в Доме ребенка»Фотоотчет «Пожарные учения в Доме ребенка» Фотоотчет о пожарных учениях в доме ребенка. В свете последних трагических событий хочу предложить фотоотчет о том, как в нашем учреждении.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема адаптации детей в доме ребенка
Опубликовано: 10 марта 2021 в 14:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД