Фаина Зейналова
Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье.
Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка :
Трудности засыпания и беспокойный сон.
Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребёнка не утомляла.
Публикация «Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка» размещена в разделах
Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
Рассеянность, невнимательность.
Беспокойство, непоседливость.
Проявление упрямства.
Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребёнок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмётся к ним.
Постоянно сосёт палец.
Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребёнок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
Повышенная тревожность.
Дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.
Все эти признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Лучший способ снять эмоциональное напряжение у ребенка – это дать ему разрядиться при помощи игры.
4 игры для снятия эмоционального напряжения у ребенка
№1. «На линии огня» - бросайтесь игрушками
Возьмите несколько легких диванных подушечек или мягких игрушек без жестких пластмассовых лап и голов. Найдите дома «линию огня», на которой нет ценных бьющихся предметов или уберите их на время. У одной стены садится родитель, у другой –ребенок.
Чтобы не было неуважения к живым существам, воплощенным в игрушках, настраивайтесь не на то, что вы их «бросаете», а на то, что они отправляются в полет, путешествуют, летят к маме и к сыночку или дочке.
Главное – не назначайте никаких условий для броска. Нет задачи бросать «из рук в руки». Пусть ребенок бросает предметы максимально свободно: именно в этом смысл спонтанного выплеска внутренней энергии через мышечное действие. Вы можете бросать по очереди или «залпами». Обычно хватает буквально 5-10 минут. Потом все усталые и веселые.
Вместе с движением броска происходит активный выдох. Следите за тем, чтобы во время броска дыхание не блокировалось, например, в это время издавайте какой-то звук: «пах», «пиу» и т. д.
Хорошо, если ребенок смеется громко (да и вам тоже это хорошо) : смех – это уже известный вам и полезный дробный выдох с эффектом антистресс.
№2. «Полет на ракете» - тряска всеми частями тела
В телесно-ориентированной терапии, восточных целительских традициях и приемах массажа тряска используется, как важный способ избавления от внутренних напряжений. Даже природные дыхательные рефлексы, связанные с эмоциями - смех и плач – тоже содержат в себе элементы тряски: дыхание выходит отдельными порциями, будто вытряхивается из человека.
Соедините все это вместе и придумайте для своего ребенка игру, в которой он заранее, не дожидаясь накопления внутренних напряжений, будет в течение 1-2 минут делать такие встряхивающие движения разными частями тела и дышать в ритм этим движениям.
Можно начинать с рук – будто с пальцев нужно стряхнуть капельки воды. Дальше добавьте всю руку до плеча, затем - само плечо. А теперь пусть стряхивает с себя невидимую воду, как это делают собаки. Пусть аккуратно поучаствует шея и голова, пусть поучаствует каждая нога и даже «хвостик».
В нашей собственной семье прижилась гениальная идея папы: когда включается блендер - это взлетает ракета. Мы в этой ракете начинаем трястись. Блендер работает 1 минуту, закончил – «прилетели».
«Трястись» полезно ежедневно, именно для профилактики скапливания напряжений на всех уровнях – физическом и психоэмоциональном.
Продолжительность: сколько получится (хоть один раз «встрепенуться»). В среднем рекомендуется 1 минуту в день.
№3. «Бесимся вместе» - дать вволю внутренним импульсам.
Для взрослых часто оказывается так некстати, когда ребенок начинает вдруг скакать, бегать и прыгать, что-то выкрикивать – в общем, «беситься».
Но именно эти действия и означают спонтанный и естественный сброс внутреннего напряжения. Чтобы не оказаться в ситуации, когда у ребенка этот процесс начался в неподходящее для вас время – инициируйте или поддержите такую игру в тот момент, когда это для вас приемлемо.
В конце концов, «если бардак невозможно предотвратить, значит его нужно возглавить». А здесь мы чаще всего (кроме случаев, когда у ребенка устойчивые отклонения в поведении, и требуется помощь детского психолога) имеем дело не с «нарушением приличий» и «разнузданностью», а со здоровым проявлением внутреннего очищения, потребности в физиологичной разрядке. Остается направить все это в социально приемлемое русло.
Инструкций к выполнению дать невозможно, поскольку цель – максимальная спонтанность и личное творчество самого ребенка, как хочет, пусть так и скачет, двигается, звучит и дышит.
Поскольку это интенсивная нагрузка, обычно долго «игра» не продлится. Кураж заканчивается, силы заканчиваются, выплеск успешно завершается. Минут 5-10 любой родитель может потерпеть (а то и поучаствовать! Вам же тоже полезно сбрасывать напряжения)
Если пора заканчивать, а у ребенка энергия продолжает фонтанировать – успокойтесь сами, смените обстановку, сядьте попить чаю и послушать спокойную музыку, и ребёнок через короткий период устанет и заинтересуется тем, чем заняты вы.
№4. Дыхательный мячик
Воображаемый мячик бросайте с подходящим выраженным звуком на выдохе («пух», «пах» и пр). Важно не просто делать движения, но следить за тем, чтобы происходил заметный выдох, и выдох завершался свободно и без усилий.
Для разнообразия покажите, что вы с трудом «поймали мячик», чуть не уронили или бросайте ребенку свой «мячик» неожиданным способом. Идею с «невидимым мячиком» любят в театральных студиях, так что заодно потренируете еще и артистические способности. Главное – не забудьте использовать дыхание (порою делают наоборот – от усердия во время выдоха дыхание задерживают). Но сейчас ваша цель – внутренняя разгрузка на всех уровнях: физическом, психологическом, эмоциональном,- значит используем то, что делает природа - выдыхаем.
Знайте, что даже при регулярных «разгрузочных» играх все равно будут возникать обстоятельства, создающие для вашего ребенка психоэмоциональную перегрузку (например : поход в незнакомое место, поездка в транспорте, поездка с вами в магазин, приход гостей, какая-то большая новость). Будьте готовы к тому, что в таких случаях вам придется помогать ребенку прийти в себя, а не ругать за то, что он никак не может успокоиться!
Хороший способ для таких разовых событий – отправить ребенка в ванну, пусть посидит там с любимыми игрушками минут 5-10. Вода помогает расслабиться, пространство дома, уединение или время со «своим взрослым» возвращают состояние внутреннего спокойствия.