ПЕРМЯКОВА АЛЕВТИНА
Консультация для родителей «Признаки нарушения сенсорной интеграции. Способы преодоления проблем»
▼ Скачать
Признаки нарушения сенсорной интеграции. Способы преодоления проблем.
Сенсорная интеграция- это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение.
Публикация «Консультация для родителей „Признаки нарушения сенсорной интеграции, Способы преодоления проблем“» размещена в разделах
Дисфункция сенсорной интеграции –это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.
Признаки нарушения сенсорной интеграции.
1. Нарушения обработки слуховой информации.
При таком типе нарушения, дети боятся звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще, мамино пение, тембры голоса, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянно в таких местах, остаются в классе на перемене.
2. Нарушение зрительной системы.
Характеризуется тем, что ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
3. Нарушение тактильного восприятия.
Дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определение конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
4. Моторные, вестибулярные дисфункции.
При таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает на перекладины, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хватается за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями- это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщенна теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты- избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).
Также могут быть и еще варианты нарушения сенсорной интеграции. Например, разборчивость в еде, отказы от определенной одежды, трудно или долго засыпает, при этом крутится и беспокойный, неуклюжесть, ходит как неваляшка, постоянно падает или не может перешагивать через препятствия и др.
Что делать, если:слишком разборчив в еде.
Это может быть гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда:используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот (свистки, дудки, мыльные пузыри, задувать свечи и пр.)
Что делать если:отказывается носить определенную одежду.
Скорее всего не нравится определенная структура или давление на кожу. Помочь можно тем, что удалить любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.
Что делать если: трудно засыпать.
Скорее всего ребенку сложно отгородиться от ощущений, особенно зрительных и слуховых. Используйте непросвечивающие шторы, слушайте музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.
Что делать если:неуклюж, не может правильно обогнуть предмет, человека.
Это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата.
Можно играть в подвижные игры- прыжки со скакалкой, плавание, ипотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, балансир, самокат, коньки и т. п., игры с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов.
Конечно же, нарушения у каждого ребенка проявляются по разному. Каждый индивидуален. Кто -то более чувствителен, кто-то менее. Тут нужно ориентироваться на особенности малыша. Чаще всего ребенок сам показывает то, где ему не хватает, наша задача стать внимательным и чутким к своему ребенку, не отвергать игры в которые он играет, думаю, что это опасно или вредно. А посредством наблюдения увидеть проблему и во время на нее отреагировать.