Получи документы

Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями

Анастасия Деньгина
Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать +Заказ

Инклюзивная практика по теме: «Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями в средней возрастной группе комбинированной направленности»

Дети 5-го года жизни знакомы со всеми видами основных движений, происходит обогащение их двигательных умений. Ребята начинают осваивать построения и перестроения, повороты в движении. Умеют принимать исходные положения, производить одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук. Могут менять темп движений (медленный, средний, быстрый). Приобретают ловкость в беге, прыжках, метании, лазании. В подвижных играх способны соблюдать правила, выполнять функции водящего. Имеют возможность выполнять элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу.

Публикация «Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

В группе комбинированной важно создать условия обучения на занятиях по физической культуре, учитывая особенности каждого ребенка с нормой развития и с ОВЗ. Физическое воспитание в основном связано с двигательной активностью, и травм опасность для всех детей возрастает, если педагог и другие воспитанники отвлекаются во время занятия на не адекватные действия ребёнка с нарушениями развития.

В средней возрастной группе комбинированной направленности обучается ребёнок с задержкой психического развития. Наблюдая за мальчиком на занятиях по физическому воспитанию, были выявлены особенности его развития:

- неадекватное или полевое поведение (ребёнок не может произвольно регулировать собственные действия);

- низкий уровень развития внимания (отвлекается, не может сосредоточиться);

- нарушена крупная моторика (движения расторможены, скованны, нарушена плавность, нарушена зрительно-моторная координация);

- трудности восприятия вербальной информации, нарушена коммуникация (не вступает в общение, не просит помощи);

- ребёнок не подчинялся требованиям, не выполнял упражнения;

- проявлял агрессию по отношению к другим детям (мог толкнуть).

Кроме того было отмечено, что ребёнок положительно реагирует на музыкальные игры с образами. Стремится включиться в игру, радуется.

По результатам наблюдения была поставлена цель практики: «Создание условий способствующих освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями в средней возрастной группе комбинированной направленности посредством специальных приёмов».

Для реализации цели определены следующие задачи:

- с помощью специальных приёмов учить выполнять упражнения и задания для развития основных видов движений;

- развивать навыки двигательной активности совместно с другими детьми;

- способствовать формированию у ребёнка приемлемого поведения на НОД по физической культуре.

На первом этапе практики были выработаны основные условия, которые необходимы для успешного включения воспитанника в НОД по физической культуре.

- для адаптации ребёнка к занятиям по физической культуре, в начальном периоде взрослый должен находиться в непосредственном контакте с ребёнком, сопровождать на протяжении всего занятия, контролировать его поведение. По необходимости привлекать других специалистов детского сада (логопеда, психолога, дефектолога, воспитателя, младшего воспитателя);

- необходимо давать короткие указания, т. к. длинные инструкции ребёнок не воспринимает. Например «стой», «иди», «бросай», «прыгай». Использовать многократные повторения таких команд;

- необходимо использовать индивидуальные задания и упражнения, так как ребёнок не может воспроизвести некоторые упражнения без помощи взрослого, а надо стремиться к самостоятельному выполнению ребёнком заданий для поддержки способностей ребенка в соответствии с его возможностями;

- некоторые упражнения возможно выполнять в парах или небольших подгруппах для налаживания взаимодействия ребёнка с другими детьми, что способствует формированию социальных навыков общения и коммуникации, при этом нахождение взрослого рядом с ребёнком не исключается;

- использовать тактильно-мышечные приемы, так как важно настаивать на выполнении упражнения или задания, даже если потребуется непосредственная физическая помощь взрослого, чтобы ребёнок усвоил обязательность выполнения инструкций педагога;

- использовать наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использовать наглядные пособия, фотографий, рисунки, зрительные ориентиры, разметку площадки, подражание). Используемые предметы должны быть безопасными, чтобы исключить травмы детей;

- наглядно-слуховые приёмы (музыка, песни). Были подобраны детские песни с простым текстом для использования при выполнении упражнений, чтобы заинтересовать ребёнка действовать вместе со сверстниками. Подбирались такие музыкальные игры, где присутствует образ и была возможность проговаривать слова, так как ребёнок способен запомнить и повторять слова музыкальных игр.

На втором этапе практики разработаны и апробированы приёмы способствующие освоению основных видов движений и подвижных игр :

- для освоения ходьбы по заданным условиям (друг за другом по кругу и т. д.) дети держатся за обруч одной рукой небольшими группами. Далее используется скакалка или шнур – дети держатся одной рукой за скакалку (шнур) и идут за взрослым, а так же дополнительно – зрительные ориентиры – «дорожки», «змейки», «мостики» канаты, разметка на полу;

- при обучении разных видов ходьбы используются различные образы: «самолет взлетает» - ходьба по ограниченной площади, «мостику»; приставным шагом правым, левым боком по канату – «крабы» и т. д. ;

- обучение бегу, по заданным условиям и, не задевая остальных детей, сначала выполнялось небольшими группами. Бег выполнялся по прямой с использованием предметов – принести кубик, комочек. Затем, для отработки навыка переключения отрабатывался навык выполнения бега с остановкой по сигналу (свисток) с подключением игрового действия: «Самолеты полетели» - руки-крылья в стороны, по сигналу свистка – приземлились – остановка. Для отработки навыка замедления бега и ускорения – игра «Машины поехали» (в руках кольца – руль, машины, машины едут быстро, медленно, останавливаются по свистку сотрудника полиции. Далее звуковые сигналы свистка комбинировались со зрительными сигналами – флажки соответствующего цвета, красный - «стой», зеленый - «поехали». Или музыкальное сопровождение: музыка звучит – двигаемся, музыка затихла – остановились;

- для разучивания прыжков необходимо чтобы взрослый держал ребенка за руки и находился к нему лицом, что помогает ребёнку контролировать действия. Так же применялся способ прыжков на батуте под контролем педагога, этот способ помогает сформировать мышечную память во время воспроизведения прыжка. Далее усложняем, прыжки – ребёнку необходимо допрыгнуть до подвешенного на некоторой высоте предмета. Для поддержания интереса к заданию использовалась палочка с закрепленным к ней колокольчиком, ребёнок дотрагивается в прыжке до колокольчика и он звенит. Необходимо так регулировать высоту, чтобы ребёнку необходимо было подпрыгнуть, но на такой высоте, чтобы он дотянулся до колокольчика, чтобы не пропал интерес к заданию. Далее осваиваем прыжки через шнуры, кольца, небольшие мягкие модули;

- для обучений технике приседаний использовали скамейку, куб, на которые ребенок должен сесть, постепенно уменьшая высоту оборудования.

- обучение наклонам с помощью игрового задания – собрать шишки, грибочки и т. п., сидя на скамейке; жучки побежали по ножкам вниз – вверх; нагибаясь через натянутый шнур или перекладину, закрепленную на некоторой высоте;

- для обучения лазанию по шведской стенке используется колокольчик. Добравшись до колокольчика, нужно позвонить в него. Второй колокольчик выставляем внизу, чтобы ребёнок имел стимул для спуска. Этим стимулом может быть следующая цель – например, спуститься забросить мяч в корзину, или проползти по «тоннелю»;

– при обучении ползанию на 4-х по скамейке с мешочком на спине используем игровые приёмы : «самосвал везет груз», «улитка ползет и несет домик на спине», «ежик несет яблочко на спине». А также используются наглядное пособие – кубик с картинками животных на гранях; проползти по прямой до мишки и погладить его.

- для обучения подбрасыванию и метанию мяча сначала используется мягкий мяч, чтобы не травмировать других детей. Бросание мяча в паре со взрослым, метение на дальность комочков. Для поддержания интереса в выполнении упражнения используется цель, в которую необходимо попасть мячом (ворота, корзина, подвешенный обруч и т. п.);

- при обучении отбивания мяча от пола – взрослый встает за спиной ребенка, обхватывая запястья, тем самым помогая понять технику выполнения упражнения: как правильно держать мяч, с какой силой нужно направить мяч в пол, чтобы он отскочил, помогает поймать мяч руками ребенка. Далее взрослый встает лицом к ребенку, дает короткие указания, поправляет, контролирует действия и поведение.

Следующим третьим этапом практики будет отработка самостоятельного, без помощи взрослого, выполнения разученных упражнений и заданий.

Ожидаемые результаты:

- ребёнок способен выполнять основные виды движений;

- следует в выполнении упражнений и заданий заданным инструкциям;

- способен выполнять действия по показу взрослого, по вербальной инструкции;

- подчиняется требованиям педагога на занятиях по физической культуре;

- выполняет упражнения совместно с другими детьми;

- участвует в подвижных играх, способен подчинятся правилам игры.

Результаты на сегодняшний день:

- ребенок включается в образовательный процесс: вставая рядом со взрослым, может

самостоятельно выполнять ОРУ вместе с другими детьми.

- выполняет самостоятельно основные виды движений : ползание – по прямой, под

дугу, по скамейке; лазание по шведской стенке; бег с остановкой на сигнал;

прыжки в обручи, через шнуры;

- с удовольствием играет по правилам в игры с музыкальным сопровождением, игры с

образами, пытается запоминать слова игр.

Список литературы:

1. Иванов Е. С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. — СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

2. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.

Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб. : «Дидактика Плюс»,

2002. — 496 с.

3. Чистякова М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М., 1990.

4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / Авторы-составители О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2013. – 388 с. : ил.

5. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В. Л. Страковская. – М. : Новая школа, 1994. – 288 с.

6. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития : учебн. пособие / Л. Н. Ростомашвили. – М. : Советский спорт, 2015. – 164 с.

7. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: руководство для врачей / Под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. – М. : Медицина, 1995. – 397 с.

8.. Евсеев С. П. Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями. Состояние и перспективы развития (нормативные, правовые, программно-методические материалы) : справочное издание / С. П. Евсеев, Т. И. Ольховая, О. Э. Евсеева. – СПб. : Галея Принт, 2014. – 160 с. : ил.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития»Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Игры-этюды на выражение движений и основных эмоцийИгры-этюды на выражение движений и основных эмоций «Усталость» Вова весь день помогал бабушке в огороде. Они пололи и поливали. И вот, когда все дела были сделаны, Вова почувствовал, как.

Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию»Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» (сентябрь-ноябрь 2018) музыкального.

Перспективное планирование основных видов движений на прогулке в младшей группеПерспективное планирование основных видов движений на прогулке в младшей группе «Движение – это жизнь», - гласит известное выражение. С этим трудно спорить. А как измерить роль движения в развитии маленького ребенка?.

Методическая разработка для младшей группы «Перспективное планирование основных видов движений на прогулке»Методическая разработка для младшей группы «Перспективное планирование основных видов движений на прогулке» Перспективное планирование основных видов движений на прогулке в младшей группе (2 квартал) Всем педагогам дошкольного образования известна.

Перспективное планирование основных видов движений на прогулке в младшей группе в 3 кварталеПерспективное планирование основных видов движений на прогулке в младшей группе в 3 квартале Обучение движениям на прогулке – одна их важных задач физического развития детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию перспективное.

Перспективный план развития основных движений на прогулке в средней группеПерспективный план развития основных движений на прогулке в средней группе Сентябрь: 1 неделя: • Упражнять в энергичном отталкивании от пола двумя ногами при прыжках на двух ногах. • Упражнять в умении сохранят.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 05:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Деньгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД