Анастасия Деньгина
Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать +Заказ
Инклюзивная практика по теме: «Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями в средней возрастной группе комбинированной направленности»
Дети 5-го года жизни знакомы со всеми видами основных движений, происходит обогащение их двигательных умений. Ребята начинают осваивать построения и перестроения, повороты в движении. Умеют принимать исходные положения, производить одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук. Могут менять темп движений (медленный, средний, быстрый). Приобретают ловкость в беге, прыжках, метании, лазании. В подвижных играх способны соблюдать правила, выполнять функции водящего. Имеют возможность выполнять элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу.
Публикация «Приёмы, способствующие освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В группе комбинированной важно создать условия обучения на занятиях по физической культуре, учитывая особенности каждого ребенка с нормой развития и с ОВЗ. Физическое воспитание в основном связано с двигательной активностью, и травм опасность для всех детей возрастает, если педагог и другие воспитанники отвлекаются во время занятия на не адекватные действия ребёнка с нарушениями развития.
В средней возрастной группе комбинированной направленности обучается ребёнок с задержкой психического развития. Наблюдая за мальчиком на занятиях по физическому воспитанию, были выявлены особенности его развития:
- неадекватное или полевое поведение (ребёнок не может произвольно регулировать собственные действия);
- низкий уровень развития внимания (отвлекается, не может сосредоточиться);
- нарушена крупная моторика (движения расторможены, скованны, нарушена плавность, нарушена зрительно-моторная координация);
- трудности восприятия вербальной информации, нарушена коммуникация (не вступает в общение, не просит помощи);
- ребёнок не подчинялся требованиям, не выполнял упражнения;
- проявлял агрессию по отношению к другим детям (мог толкнуть).
Кроме того было отмечено, что ребёнок положительно реагирует на музыкальные игры с образами. Стремится включиться в игру, радуется.
По результатам наблюдения была поставлена цель практики: «Создание условий способствующих освоению основных видов движений в НОД по физической культуре ребёнком с интеллектуальными нарушениями в средней возрастной группе комбинированной направленности посредством специальных приёмов».
Для реализации цели определены следующие задачи:
- с помощью специальных приёмов учить выполнять упражнения и задания для развития основных видов движений;
- развивать навыки двигательной активности совместно с другими детьми;
- способствовать формированию у ребёнка приемлемого поведения на НОД по физической культуре.
На первом этапе практики были выработаны основные условия, которые необходимы для успешного включения воспитанника в НОД по физической культуре.
- для адаптации ребёнка к занятиям по физической культуре, в начальном периоде взрослый должен находиться в непосредственном контакте с ребёнком, сопровождать на протяжении всего занятия, контролировать его поведение. По необходимости привлекать других специалистов детского сада (логопеда, психолога, дефектолога, воспитателя, младшего воспитателя);
- необходимо давать короткие указания, т. к. длинные инструкции ребёнок не воспринимает. Например «стой», «иди», «бросай», «прыгай». Использовать многократные повторения таких команд;
- необходимо использовать индивидуальные задания и упражнения, так как ребёнок не может воспроизвести некоторые упражнения без помощи взрослого, а надо стремиться к самостоятельному выполнению ребёнком заданий для поддержки способностей ребенка в соответствии с его возможностями;
- некоторые упражнения возможно выполнять в парах или небольших подгруппах для налаживания взаимодействия ребёнка с другими детьми, что способствует формированию социальных навыков общения и коммуникации, при этом нахождение взрослого рядом с ребёнком не исключается;
- использовать тактильно-мышечные приемы, так как важно настаивать на выполнении упражнения или задания, даже если потребуется непосредственная физическая помощь взрослого, чтобы ребёнок усвоил обязательность выполнения инструкций педагога;
- использовать наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использовать наглядные пособия, фотографий, рисунки, зрительные ориентиры, разметку площадки, подражание). Используемые предметы должны быть безопасными, чтобы исключить травмы детей;
- наглядно-слуховые приёмы (музыка, песни). Были подобраны детские песни с простым текстом для использования при выполнении упражнений, чтобы заинтересовать ребёнка действовать вместе со сверстниками. Подбирались такие музыкальные игры, где присутствует образ и была возможность проговаривать слова, так как ребёнок способен запомнить и повторять слова музыкальных игр.
На втором этапе практики разработаны и апробированы приёмы способствующие освоению основных видов движений и подвижных игр :
- для освоения ходьбы по заданным условиям (друг за другом по кругу и т. д.) дети держатся за обруч одной рукой небольшими группами. Далее используется скакалка или шнур – дети держатся одной рукой за скакалку (шнур) и идут за взрослым, а так же дополнительно – зрительные ориентиры – «дорожки», «змейки», «мостики» канаты, разметка на полу;
- при обучении разных видов ходьбы используются различные образы: «самолет взлетает» - ходьба по ограниченной площади, «мостику»; приставным шагом правым, левым боком по канату – «крабы» и т. д. ;
- обучение бегу, по заданным условиям и, не задевая остальных детей, сначала выполнялось небольшими группами. Бег выполнялся по прямой с использованием предметов – принести кубик, комочек. Затем, для отработки навыка переключения отрабатывался навык выполнения бега с остановкой по сигналу (свисток) с подключением игрового действия: «Самолеты полетели» - руки-крылья в стороны, по сигналу свистка – приземлились – остановка. Для отработки навыка замедления бега и ускорения – игра «Машины поехали» (в руках кольца – руль, машины, машины едут быстро, медленно, останавливаются по свистку сотрудника полиции. Далее звуковые сигналы свистка комбинировались со зрительными сигналами – флажки соответствующего цвета, красный - «стой», зеленый - «поехали». Или музыкальное сопровождение: музыка звучит – двигаемся, музыка затихла – остановились;
- для разучивания прыжков необходимо чтобы взрослый держал ребенка за руки и находился к нему лицом, что помогает ребёнку контролировать действия. Так же применялся способ прыжков на батуте под контролем педагога, этот способ помогает сформировать мышечную память во время воспроизведения прыжка. Далее усложняем, прыжки – ребёнку необходимо допрыгнуть до подвешенного на некоторой высоте предмета. Для поддержания интереса к заданию использовалась палочка с закрепленным к ней колокольчиком, ребёнок дотрагивается в прыжке до колокольчика и он звенит. Необходимо так регулировать высоту, чтобы ребёнку необходимо было подпрыгнуть, но на такой высоте, чтобы он дотянулся до колокольчика, чтобы не пропал интерес к заданию. Далее осваиваем прыжки через шнуры, кольца, небольшие мягкие модули;
- для обучений технике приседаний использовали скамейку, куб, на которые ребенок должен сесть, постепенно уменьшая высоту оборудования.
- обучение наклонам с помощью игрового задания – собрать шишки, грибочки и т. п., сидя на скамейке; жучки побежали по ножкам вниз – вверх; нагибаясь через натянутый шнур или перекладину, закрепленную на некоторой высоте;
- для обучения лазанию по шведской стенке используется колокольчик. Добравшись до колокольчика, нужно позвонить в него. Второй колокольчик выставляем внизу, чтобы ребёнок имел стимул для спуска. Этим стимулом может быть следующая цель – например, спуститься забросить мяч в корзину, или проползти по «тоннелю»;
– при обучении ползанию на 4-х по скамейке с мешочком на спине используем игровые приёмы : «самосвал везет груз», «улитка ползет и несет домик на спине», «ежик несет яблочко на спине». А также используются наглядное пособие – кубик с картинками животных на гранях; проползти по прямой до мишки и погладить его.
- для обучения подбрасыванию и метанию мяча сначала используется мягкий мяч, чтобы не травмировать других детей. Бросание мяча в паре со взрослым, метение на дальность комочков. Для поддержания интереса в выполнении упражнения используется цель, в которую необходимо попасть мячом (ворота, корзина, подвешенный обруч и т. п.);
- при обучении отбивания мяча от пола – взрослый встает за спиной ребенка, обхватывая запястья, тем самым помогая понять технику выполнения упражнения: как правильно держать мяч, с какой силой нужно направить мяч в пол, чтобы он отскочил, помогает поймать мяч руками ребенка. Далее взрослый встает лицом к ребенку, дает короткие указания, поправляет, контролирует действия и поведение.
Следующим третьим этапом практики будет отработка самостоятельного, без помощи взрослого, выполнения разученных упражнений и заданий.
Ожидаемые результаты:
- ребёнок способен выполнять основные виды движений;
- следует в выполнении упражнений и заданий заданным инструкциям;
- способен выполнять действия по показу взрослого, по вербальной инструкции;
- подчиняется требованиям педагога на занятиях по физической культуре;
- выполняет упражнения совместно с другими детьми;
- участвует в подвижных играх, способен подчинятся правилам игры.
Результаты на сегодняшний день:
- ребенок включается в образовательный процесс: вставая рядом со взрослым, может
самостоятельно выполнять ОРУ вместе с другими детьми.
- выполняет самостоятельно основные виды движений : ползание – по прямой, под
дугу, по скамейке; лазание по шведской стенке; бег с остановкой на сигнал;
прыжки в обручи, через шнуры;
- с удовольствием играет по правилам в игры с музыкальным сопровождением, игры с
образами, пытается запоминать слова игр.
Список литературы:
1. Иванов Е. С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. — СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
2. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб. : «Дидактика Плюс»,
2002. — 496 с.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М., 1990.
4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / Авторы-составители О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2013. – 388 с. : ил.
5. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В. Л. Страковская. – М. : Новая школа, 1994. – 288 с.
6. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития : учебн. пособие / Л. Н. Ростомашвили. – М. : Советский спорт, 2015. – 164 с.
7. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: руководство для врачей / Под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. – М. : Медицина, 1995. – 397 с.
8.. Евсеев С. П. Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями. Состояние и перспективы развития (нормативные, правовые, программно-методические материалы) : справочное издание / С. П. Евсеев, Т. И. Ольховая, О. Э. Евсеева. – СПб. : Галея Принт, 2014. – 160 с. : ил.