Людмила Клименко
Приёмы постановки свистящих звуков при разных видах сигматизма
▼ Скачать + Заказать документы
При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка
за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом
или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного) языка,
опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить
ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос) : с. с. с., затем
«попробовать» в слогах: са-са-са.
На рисунке 10 показана установка с механической помощью зазубного нижнего положения
Публикация «Приёмы постановки свистящих звуков при разных видах сигматизма» размещена в разделах
кончика языка для звуков С, СЬ (3, ЗЬ).
Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной
речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и
частично автоматизированы. При отсутствии
контроля часто наблюдаются рецидивы.
При шипящем сигматизме (см. рис. 5)
важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в
глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах,
словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик
языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.
При боковом сигматизме (рис. 6) ставить звук С целесообразно в три приема : а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ (рис. 11); б) межгубное дутье
заменяется на межзубное; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы
при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.
При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести
предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых
слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т. п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.
При исправлении носового сигматизма (рис. 9) необходима предварительная работа
над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении (см. рис. 11) с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась
на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить
параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т. п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.
Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента: а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»); б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя
воздуха не уходила в щеки, рекомендуем сначала отработать ротовой выдох
Для всех видов сигматизма можно рекомендовать универсальный прием постановки С в
два приема и вместо зондов использовать указательный палец ребенка
(не забудьте предварительно хорошо вымыть руки и подстричь ногти ребенку).
Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик
улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части)
показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок
научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая
пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в
обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с,
э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т. п.). Отрабатываются с пальчиком
и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.