Лучший педагог года

Приёмы постановки свистящих звуков при разных видах сигматизма

Людмила Клименко
Приёмы постановки свистящих звуков при разных видах сигматизма
▼ Скачать + Заказать документы

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка

за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом

или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного) языка,

опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить

ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос) : с. с. с., затем

«попробовать» в слогах: са-са-са.

На рисунке 10 показана установка с механической помощью зазубного нижнего положения

Публикация «Приёмы постановки свистящих звуков при разных видах сигматизма» размещена в разделах

кончика языка для звуков С, СЬ (3, ЗЬ).

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной

речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и

частично автоматизированы. При отсутствии

контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме (см. рис. 5)

важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в

глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах,

словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик

языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме (рис. 6) ставить звук С целесообразно в три приема : а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ (рис. 11); б) межгубное дутье

заменяется на межзубное; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы

при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести

предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых

слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т. п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма (рис. 9) необходима предварительная работа

над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении (см. рис. 11) с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась

на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить

параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т. п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента: а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»); б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя

воздуха не уходила в щеки, рекомендуем сначала отработать ротовой выдох

Для всех видов сигматизма можно рекомендовать универсальный прием постановки С в

два приема и вместо зондов использовать указательный палец ребенка

(не забудьте предварительно хорошо вымыть руки и подстричь ногти ребенку).

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик

улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части)

показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок

научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая

пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в

обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с,

э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т. п.). Отрабатываются с пальчиком

и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С]Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С] Тонкости при постановке звуков "Р", "Л", "Ш", "С".Рекомендации логопеда. Вопрос логопеду: Пожалуйста, расскажите какие занятия нужно проводить.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приёмы постановки свистящих звуков при разных видах сигматизма
Опубликовано: 20 октября 2024 в 19:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы постановки свистящих звуков при разных видах сигматизма» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Клименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД