Галина Бородкина
Привитие культурно гигиенических навыков в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Публикация «Привитие культурно гигиенических навыков в раннем возрасте» размещена в разделах
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков можно использовать перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь. В нем используются разные формы организации: дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое поведение.
Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения. С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности.
Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.
Культурно-гигиенические навыки
Умывание.
У детей продолжают формировать навыки умывания, напоминают про необходимость закатывать рукава, перед мытьём рук, помогают это сделать. Ребёнка учат наклоняться в процессе умывания, показывают, как намыливать руки, как их мыть, следят, чтобы малыш хорошо смывал мыло водой. Постепенно ребёнку предлагают самостоятельно открывать кран с водой, объясняя, что вода должна бежать тонкой струйкой. Также детей приучают к правилам пользования полотенцем. В условиях детского сада малыш должен находить своё полотенце и пользоваться только им, тщательно вытирая руки и лицо.
В дальнейшем можно использовать наглядно алгоритм умывания, как «напоминалку».
Внешний вид.
Малышам необходимо постоянно напоминать о необходимости следить за своим внешним видом, используя простейшие указания: «Посмотри в зеркало, хорошая ли у тебя причёска? Что нужно сделать? Что для этого нужно?», «Посмотри на себя, ты хорошо выглядишь?». Взрослые обращают внимание ребёнка на аккуратность в одежде, напоминают о необходимости пользования носовым платком. У малышей формируют эмоционально негативное отношение к грязи, желание постоянно быть чистым и аккуратным.
Во время туалета стимулируют самостоятельные попытки детей, проситься на горшок, спокойно сидеть на нём до позитивного результата.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму : своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Приём пищи.
У детей формируют навыки самообслуживания : приучают самостоятельно сидеть за столом, аккуратно пить из чашки, есть ложкой суп с хлебом. Со второго полугодия малыша приучают пользоваться салфеткой, благодарить за еду, после еды придвигать стул на место к столу.
Одевание.
Ребёнка приучают принимать активное участие в раздевании. Снимать шапку, обувь, брюки, колготки, носки. В одевании (натягивать колготы, обуваться, одевать шапку). Также необходимо учить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой последовательности – одеваемся «снизу вверх», раздеваемся «сверху вниз». Напоминаем о необходимости аккуратно обращаться с одеждой, складывая её в специально отведённое место.
Принцип последовательности и постепенности.
При проведении режимных процессов следует осуществлять принцип последовательности и постепенности.
Последовательность выражается в том, что взрослый прививает детям с раннего возраста навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. При переходе от игры к приему пищи ребенок вначале убирает игрушки на место, моет руки и только после этого садится за стол.
Принцип постепенности осуществляется в постепенном привлечении детей малыми группами к выполнению того или иного режимного процесса. Принцип постепенности помогает воспитателю уделить максимум внимания каждому малышу, направить его действия и вовремя помочь.
Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением следующих правил:
• Предложение воспитателя должно совпадать с потребностью ребенка (кормление, сон, высаживание на горшок и т. д., так у малыша вырабатывается положительное отношение к предложению взрослого.
• К выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей (их количество определяется взрослым в зависимости от возраста и сформированности умений); остальные дети в это время занимаются игрой
• После увеличения у детей объема необходимых умений следует усложнять требования к их выполнению, что поддерживает интерес малышей к выполняемым действиям. Так, научившись частично раздеваться, дети осваивают умение самостоятельно одеваться.
• Режимные процессы должны проходить в спокойной обстановке. Так как дети пока не в состоянии быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, необходима предварительная установка на процесс «заканчивайте игру, скоро будем собираться на прогулку», «видите, уже няня принесла нам завтрак (обед, полдник). Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать»
• Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей. Малышей проводят в туалет по 4-5 человек одновременно, перед прогулкой и после нее, перед сном и после сна. Во время бодрствования взрослый внимательно следит за их состоянием, подмечая в поведении каждого ребенка характерную потребность. А такая потребность обычно возникает у ребенка приблизительно через 1,5-2 часа. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате одних, без присмотра.
• Взрослый должен стремиться сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально-выразительными, результативными для развития его активной речи. Использовать для этого стишки, потешки, песенки.
Если не стремиться к этому, то ребенок пассивно начинает участвовать в режимных процессах, подчиняясь, лишь авторитету взрослого и установленному распорядку дня.
Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание, укладывание спать и т. д., чтобы каждая из них носила развивающий характер: «будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми», «наденем на голову шапочку, на руки варежки, на ножки сапожки и пойдем гулять по дорожке».