Лидия Михайловна Сидоренко
Консультация для родителей «Приучение к труду девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание девочки продолжалось в течение нескольких лет. За него отвечала прежде всего мать. Под руководством матери, в возрасте семи – восьми лет, девочка начинала овладевать навыками прядения, вязания, вышивания, шитья. «Не та родна дочь, что бежит от от дела прочь, а та родна дочь, что на всякой работе видна, – гласит пословица. В девять лет девочка уже умела сносно прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала в стряпне. Как правило, после Масленицы, с Великого поста, когда день становился длиннее, ткацкий стан устанавливался перед окном и молодые ткачихи осваивали это нелёгкое ремесло, постепенно переходя от простых операций к более сложным.
Публикация «Консультация для родителей „Приучение к труду девочки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В десять – тринадцать лет девочка становилась настоящей помощницей матери. Она находилась в её полном распоряжении и разделяла с ней все общее семейные работы. Слушая разговоры старших, она обращала внимание на то, как взрослые обсуждали ту или иную свадьбу, судачили о приданом невесты. Поэтому сызмальства готовить приданое было занятием не только хлопотным. но и престижным.
В восемь – двенадцать лет девочка с маленькой прялочкой отправлялась на первые свои посиделки, где обучалась или совершенствовала свое мастерство в прядении, вышивании, вязки, выполняя данное ей на вечер задание. Буквально с первых посиделок девочки начинали готовить приданое и работали на семью (вязали варежки для братьев и младших сестёр, вышивали полотенца, вывязывали подзоры, пряли и пр.). В больших деревнях существовало до трё х посиделок: «маленькая», «середка» и «большая». При взрослении, овладевая навыками прядения, а также (обязательно) песенным репертуаром, танцами, посиделочными играми, по мере освобождения вакансий (с «большой» посиделки уходили замуж) девочки переходили в следующие посиделки.
В практике традиционного семейного воспитания девочки огромное значение придавалось прохождению своеобразный «школы материнского поведения», которая начиналась лет в пять и продолжалась в течение восьми – девяти лет. Таким образом, подойдя к рубежу создания собственной семьи, каждая девушка имела основательную подготовку в деле выхаживания и воспитания детей и была готова к тому, чтобы стать матерью.
Процесс обучения девочки навыкам материнского поведения шёл в русле естественной преемственности культурных традиций. Едва дочка начинала забавляться с куклами, мать учила её пестовать дитя, прививая тем самым навыки ухаживания за малышами, обучая способам общения с ними. А когда девочке исполнялось пять лет, как уже говорилось, её привлекали к воспитанию младших детей в семье: обучали колыбельным песням (поэтому недаром маленькие няни назывались «байкалы», «байкальщицы», «баюкалки», «пестуны»), прививали необходимые навыки материнского поведения, обучали основным способам обращения с младенцем.
На няньке лежала огромная ответственность. Она должна была оберегать малыша, уметь перепеленать и переодеть его, накормить, успокоить и развлечь. Даже если ей самой предстояло куда-то пойти – на реку или к матери в поле – всюду она тащила с собой малыша или везла его на тележке. И родители спокойно доверяли ей даже грудного младенца: не сомневались что она отнесётся к своим обязанностям серьёзно и ответственно. Набрав опыта, малолетняя нянька запросто справлялась с двумя, тремя детьми и была в семье уважаемым человеком; её любовно называли «пестуньей», «нянюшкой».
Через несколько лет неизмеримо возрастал её авторитет среди сверстников – те, которых она пестовала, достигали шести – девяти лет и, несмотря на то что самой няньке было одиннадцать – четырнадцать лет, они беспрекословно слушались только её (и это на глазах у взрослых и сверстниц) и даже выполняли роль маленьких «порученцев».
В бедных семьях, где еле-еле сводили концы с концами, девочку иногда отдавали за еду и плату в няньки, в чужую семью, где она жила до четырнадцати– пятнадцати лет. Часто семьи, куда нанималась нянька, настолько привязывались к ней, что считали себя ответственными за её судьбу, учили грамоте, участвовали в сборе приданного.
Дети с малых лет стремились принести свою копейку в дом. В Поморье девочки лет десяти – двенадцати нанимались в «казачихи» – собирали ягоды, плоды и получали за труд вклад в приданное – отрезы, полотенца, платочки и пр.
Начиная с десяти – одиннадцати лет девочку начинали привлекать к работам в поле. Сначала девчушка обучалась вязать снопы, собирала оставшиеся на поле колоски, а к двенадцати – тринадцати годам уже умела жать, шевелить сено на сенокосе, собирать мякину при молотьбе, полоть грядки. Совершенствовала она и навыки ведения домашнего хозяйства: умела доить коров, стряпать, стирать на речке, прясть, шить, вышивать, ткать, знала секреты травной медицины. Таким образом, к пятнадцати годам девушка приобретала все знания, необходимые крестьянской женщине, будущей хозяйке дома, и была полностью готова ко «взрослой» жизни.