Наталья Соколова
Природосохраняемый социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Природосохраняемый социально-образовательный проект
Шуйский муниципальный район
Афанасьевское муниципальное дошкольное образовательное учреждение
155928 Ивановская область, Шуйский район, с. Афанасьевское, д. 13А
Природосохраняемый социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»
Актуальность проекта
Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я — гражданин России», таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Публикация «Природосохраняемый социально-образовательный проект „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт пример взрослых. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.
Процесс формирования экологической культуры будет более эффективным, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по экологическому воспитанию.
Данный проект отражает систему работы Афанасьевского МДОУ в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята».
Цель проекта :
Создание условий для формирования у воспитанников элементов экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего окружения природы родного края.
Задачи Проекта :
1. Обогащать представления детей дошкольного возраста об окружающей природе, разнообразии животного и растительного мира родного края, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Создавать условия для накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
3. Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.
4. Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
5. Повышать компетентность педагогов в вопросах экологического образования и организации с дошкольниками разнообразных видов детской деятельности с учетом регионального компонента.
6. Способствовать экологическому просвещению родителей, посредством совместной деятельности в реализации совместных экологических мероприятий.
Задачи Проекта решаются путём :
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Паспорт природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята»
Структура Содержание
Тема Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята»
Участники проекта Педагоги ДОУ, дети дошкольного возраста от 2 -7 лет, родители воспитанников
Особенности проекта по характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный;
по количеству участников: коллективный;
по продолжительности: долгосрочный;
по профилю знаний: межпредметный;
по уровню контактов и масштабам организации: на уровне учреждения и организации взаимодействия с социумом
Цель проекта Создание условий для формирования у воспитанников элементов экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего окружения природы родного края.
Задачи проекта 1. Обогащать представления детей дошкольного возраста об окружающей природе, разнообразии животного и растительного мира родного края, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Создавать условия для накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
3. Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.
4. Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
5. Повышать компетентность педагогов в вопросах экологического образования и организации с дошкольниками разнообразных видов детской деятельности с учетом регионального компонента.
6. Способствовать экологическому просвещению родителей, посредством совместной деятельности в реализации совместных экологических мероприятий.
Ресурсы проекта — оборудование экологических уголков в группах :
— природная зона территории детского сада;
— дидактический и наглядный материал методического кабинета и в групповых ячейках;
— экологические модули;
— мини-проекты.
Предполагаемые продукты проекта • Разработанные образовательные подпроекты в каждой возрастной группе;
• Банк дидактических и методических материалов:
конспекты, сценарии мероприятий;
презентации,
фото и видеоматериалы;
дидактические игры и игровые пособия;
картотеки игр, наблюдений, опытов;
серия консультаций для родителей;
костюмы героев Эколят – защитников природы;
выставки детских рисунков и семейных стенгазет;
оформление экологических уголков в группах;
плакаты;
«Красная книга» животных и растений Ивановской области
Предполагаемые результаты проекта Для воспитанников :
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Для педагогов ДОУ:
• повышение педагогической компетентности педагогов по формированию экологической культуры и культуры природолюбия у детей;
• обобщение практического опыта работы и создание соответствующих методических, материально-технических и дидактических условий для полноценного экологического образования и воспитания дошкольников;
• расширение форм сотрудничества и вовлечения родителей воспитанников в процессе реализации совместных экологических мероприятий.
Для родителей воспитанников:
• гармонизация детско-родительских отношений в совместной деятельности с ребенком;
• увеличение количества родителей, принимающих участие в совместных экологических мероприятиях;
• повышение роли родителей в экологическом воспитании детей.
Этапы работы над проектом 1 этап – подготовительный: август
• разработка перспективного плана мероприятий со всеми участниками образовательного процесса;
• создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта;
• создание информационного поля проекта.
II этап — непосредственно реализация проекта : сентябрь-май
— практическая реализация мероприятий согласно плану проекта
III этап – заключительный: май — июнь
• обобщение опыта работы по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»;
• предоставление информации на официальном сайте учреждения;
• организация фотовыставки «Мы – эколята-дошколята»;
• просмотр и обсуждение презентаций по реализации проекта на итоговом педагогическом совете учреждения.
План реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята»
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
I Информационное обеспечение
1.1. Создание на сайте ДОУ интернет- страницы «Охрана окружающей среды».
Еженедельное обновление страницы информацией о проведенных мероприятиях. Сентябрь
В течение года Педагоги ДОУ
Педагоги МДОУ
1.2. Освещение событий экологической направленности, прошедших в детском саду через СМИ Постоянно
Педагоги ДОУ
1.3. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников В течение года Воспитатели
1.4. Создание и оформление в приемных групповых стендов «Азбука природолюбия», «Дошколята –эколята» и др В течение года Воспитатели
1.5. Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения В течение года Воспитатели
1.6. Размещение в сетевых сообществах информации из опыта работы по экологическому воспитанию В течение года Педагоги ДОУ
1.7.
II. Методическая работа
2.1. Изучение методических рекомендаций по реализации природоохранного, социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята» Август, 2018 Педагоги МДОУ
2.2. Консультация для воспитателей:
«Создание условия для экологического воспитания в дошкольной образовательной организации» Сентябрь, 2018 Педагоги МДОУ
2.3. Организация методической поддержки педагогам по разработке групповых проектов, определение направленности Октябрь-ноябрь, 2018 Педагоги МДОУ
2.4. Организация фестиваля экологических проектов
«Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»
(Разработка проектов экологической тематики во всех возрастных группах) Апрель, 2018 Педагоги МДОУ
2.5. Приобретение методической литературы по экологии, наглядного и демонстрационного материала для обучения детей правилам безопасного поведения в природе В течение года Педагоги ДОУ
2.6 Пополнение дидактического материала (иллюстрации, картотеки стихов, рассказов, ауди- и видеозаписи) по охране окружающей среды; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды» В течение года Педагоги ДОУ
2.7. Формирование развивающей предметно-пространственной среды (изготовление атрибутов, пошив костюмов эколят, подготовка атрибутов для проведения мероприятий проекта и посвящения детей в «Эколята»). В течение года Педагоги ДОУ
2.8. Конкурсы:
1. Смотр- конкурс среди групп на лучший «Уголок природолюбия»
2. Конкурс среди педагогов «Лучшая дидактическая игра по экологическому воспитанию дошкольников»;
3. Конкурс «Мы пишем письмо Природе». Январь, 2019
Март, 2019
Апрель, 2019 Педагоги МДОУ
2.9. Создание компьютерных презентаций:
«Мой край родной: заповедные места и памятники природы»;
«Я хочу дружить с природой»
«Флора и фауна Ивановской области» В течение года Педагоги МДОУ
2.10. Контроль организации работы с детьми по экологическому воспитанию В течение года Педагоги МДОУ
III. Образовательные мероприятия
3.1. Реализация организованной совместной образовательной деятельности в каждой возрастной группе по блокам:
«Человек и природа»,
«Животные и птицы родного края», «Растения родного края»,
«Елочка – зеленая иголочка»,
«Времена года»,
«Красная книга»,
«Юный натуралист»
(экскурсии, беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, целевые прогулки и др.) В течение года Воспитатели,
3.2 Реализация проекта «Экологическая тропа в ДОУ» :
• Экскурсии по маршруту тропы к оборудованным объектам (цветники, огород, лесная аптека, питомник, уголок леса и др. ;
• Циклы бесед, наблюдений;
• Серии опытов;
• Целевые прогулки В течение года Воспитатели,
3.3. Интеллектуальные игры:
• «Знатоки природы», (дети 6-7 лет);
• Природа и я – верные друзья»(дети 5-6 лет). Апрель-май, 2019 Воспитатели
3. 4 Выставки рисунков:
• «Белая береза»;
• «Мир весны»;
• «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем»;
• «Как прекрасен этот мир»;
• «Мы сбережем тебя, природа»;
• «Солнышко – колоколнышко»;
• «Наши пернатые друзья»;
• «Мир весны»; Педагоги ДОУ
3.5. • Оформление альбомов «Красота природы Ивановской области» (дети 3-5 лет);
• Создание «Красной книги» животных и растений Ивановской области» (дети 5-7 лет) В течение года Воспитатели групп
3.6. Участие в конкурсах различных уровней Педагоги ДОУ
3.7. Выпуск памяток, плакатов, буклетов:
• «Берегите лес!»;
• «Берегите воду!»;
• «Кто спасет землю?»;
• «Здравствуй, лес, мой врачеватель!»;
• «Беречь природы дар бесценный!»;
• «Природа – наш дом»;
• «Правила поведения в лесу» В течение года Педагоги ДОУ
3.8. Выпуск печатного материала:
• «Заповеди друзей леса» (или «Как надо вести себя в лесу»);
• Выпуск газет, фотогазет В течение года
Воспитатели
3.9. Природоохранная деятельность. Акции:
«Столовая
для пернатых»
1. Изготовление кормушек с привлечением семей воспитанников;
2. «С каждого – по зернышку», сбор корма для птиц;
3. Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом).
4. Ежедневное наблюдение за птицами;
5. Проведение викторины «Птичий мир»;
«Украсим мир вокруг себя».
1. Приобретение рассады цветов.
2. Высадка саженцев деревьев и кустарников на участках.
3. Высадка цветочной рассады на клумбы.
4. Уход за цветочными клумбами.
5. Слайд шоу (фото) «Мир цветов нашего участка».
«Умный взгляд на мусор».
1. Приобретение инвентаря для уборки мусора.
2. Уборка мусора на территории детского, трудовой десант «Каждую соринку — в корзинку»
3. Изготовление поделок из промышленных и бытовых отходов.
4. Оформление территории детского сада поделками.
5. Выставка поделок из бросового материала «Называем чудесами то, что делаем мы сами». Январь, 2019
Апрель- май,
2019
Май, 2019 Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
IV. Культурно-досуговая деятельность
4.1. Экологический праздник «Посвящение в эколята» Август, 2018 Воспитатели,
4.2. Неделя экологического творчества Октябрь, 2018 Воспитатели,
4.3. Развлечение «Скорая экологическая помощь» Март, 2019 Воспитатели,
4.4. Театральная неделя, организация детского представления с экологической тематикой Март-апрель
2019 Воспитатели,
4.5. Праздник «День птиц» Апрель, 2019 Воспитатели
4.6. Утренники «Весна-красна» Апрель, 2019 Воспитатели,
4.7. «Именины у Земли» — праздник ко Дню Земли Апрель, 2019 Воспитатели,
4.8. Экологический праздник «Давайте вместе беречь планету» (парад-шествие) Май, 2019 Воспитатели,
4.9 Спортивный праздник «Мы – друзья природы» Май, 2019 Воспитатели
V. Озеленение и благоустройство территории
5.1. Организация общих для всех групп и сотрудников детского сада субботников, трудовых акций:
• «Собери мусор – помоги природе» ( уборка территории и ее благоустройство: сбор мусора, листвы осенью и весной после таяния снега);
• «Дом для птиц» (размещение кормушек на территории детского сада)
• «Поможем весне» (разбрасывание снежных куч, уборка снега с дорожек;
• Весенний день древонасаждений (не менее 5 деревьев от каждой группы);
• «Наш питомник» (пополнение территории маленькими саженцами);
• «Клумбы своими руками» (высадка цветочной рассады);
• «Берегиня» (охрана первоцветов)
• Участие в благоустройстве памятных и мемориальных мест, возложение цветов к памятнику землякам, ушедшим на фронт. Сентябрь, октябрь, 2018
Апрель, 2019
Декабрь, 2018
Январь, 2019
Март, 2019
Апрель, 2019
Апрель – май, 2019
Апрель – май, 2019
Май, 2019
Май, 2019 Педагоги ДОУ
Педагоги ДОУ
Педагоги ДОУ
Педагоги ДОУ
Педагоги ДОУ
Педагоги ДОУ
Педагоги ДОУ
VI. Экологическое просвещение родителей
6.1. Подготовка консультативных печатных материалов на тему «Воспитание добрых чувств к родной природе» В течение года Воспитатели
6.2. Консультации: «Лес – наш друг»,
«Отдыхаем не вредя» В течение года Воспитатели
6.3. Папки – раскладушки :
• «Экология в жизни ребенка»;
• «Экология и здоровый образ жизни»;
• «Охраняем природу родного края»;
• «Чистое село– забота односельчан» В течение года Воспитатели
6.4. Круглый стол «Личный пример родителей – основа правильного поведения в природе» Март, 2019 Воспитатели
6.5. Семейная мастерская «Дом для птиц» Февраль-март, 2019 Воспитатели
6.6. Парад семейных коллекций: семян, камней Апрель, 2019 Воспитатели
6.7. Персональная фотовыставка семьи «Красота родной природы» Февраль – апрель, 2019 Воспитатели
6.8. Конкурс экологических плакатов «Давайте будем беречь планету!» Май, 2019 Воспитатели