Филатова Анна
Природоохранный проект «Чистый берег»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чистый берег»
[/b]
Авторы: Филатова А. Ю., Кириллова Н. А
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №2 «Ромашка»
Данковского муниципального района Липецкой области
Введение
Город Данков (28 тысяч жителей) расположен в плодородной черноземной полосе. По территории Данковского района протекают две реки Дон и Вязовня.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
Реализуя концепцию непрерывного экологического образования, наш детский сад одним из приоритетных направлений работы выделяет экологическое образование дошкольников. В 2016 году в детском саду «Ромашка» появилась детская природоохранная организация «Эколята-дошколята», на счету которой сегодня много исследовательских проектов.
В 2018 году родители и дети нашей группы вступили в клуб молодых семей Данковского района «Семейный очаг». В рамках тематической недели «Мы друзья природы» родители и дети отправились на экскурсию на берег реки Дон. Оказавшись на берегу реки, воспитанники увидели много мусора: пластиковые бутылки, фантики, салфетки, упаковки из – под сока. Увидев мусор, дети самостоятельно пришли к выводу, что это плохо и решили навести порядок. Совместными усилиями детей, родителей и педагогов берег реки был убран. После экскурсии дети пришли к выводу, что необходимо изучать состояние воды в реке, познакомиться с флорой и фауной берега и реки и привлечь детей и взрослых к проблемам правильного поведения в природе. Так родился детско-родительский природоохранный проект «Чистый берег».
Цель: Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе, расширение представлений о роли реки в жизни человека, ее значении для жизни всего живого, через различные виды деятельности.
Задачи:
- изучить литературные источники по исследуемой проблеме,
- провести наблюдения за флорой и фауной рек Данковского края,
- провести цикл экспериментов с водой (речная, родниковая, водопроводная, проанализировать полученные данные в процессе исследования выбранной темы и сделать выводы,
- организовать регулярную очистку берегов рек и родников Дона и Вязовни,
- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений,
- формировать понимание последствий экологически безответственного поведения (разведение костров, оставление мусора и т. д.) через ознакомление с правилами поведения на природе,
- привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.
Актуальность
Одной из главных проблем на современном этапе становится формирование разумного взаимодействия человека с природой. Сохранить то, что еще не разрушено окончательно, восстанавливать разрушенное – значит сберечь живую природу в родном городе.
Чтобы сохранить берега рек чистыми и красивыми необходимо воспитывать экологическую культуру с детства. Большинство людей считают берега рек местом отдыха, но мало кто задумывается о судьбе рек, и их обитателях. После отдыха людей у реки остаются не потушенные костры, мусор. А дети всегда берут пример с родителей. Поэтому необходимо прививать любовь к природе, формировать отзывчивость, любознательность и воспитывать способность управлять своим поведением в природе.
Объект и методы исследования: реки и родники Данковского края. Методы и приемы: наблюдения, сбор информации, опыты и эксперименты, экскурсии и акции, обработка собранной информации, творческая работа.
Программа действий
Этапы реализации, Цель Способы реализации Реализация плана
1 этап –
Подготовительный
- объединить стремление воспитателей и родителей на повышение уровня экологического образования детей,
- провести анкетирование родителей - анкетирование
- наблюдение
- беседы
- работа с познавательной литературой
- создание проекта
- разработка сценария праздника 1. Проведено анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье».
2. Оформлен альбом «Живое серебро Дона».
3. Оформлены памятки и буклеты для родителей «Сохраним природу родного края».
4. Оборудовали в уголке природы мини – лабораторию по проведению опытно – экспериментальной деятельности с водой.
5. Сформировали видеотеку познавательных фильмов и мультфильмов для детей из серии «Уроки тетушки Совы», «Эколята – дошколята».
2 этап – основной
- активное сотрудничество взрослых, правильное понимание задач, содержания, форм и методов в работе по взаимодействию детского сада и семьи по экологическому воспитанию ребенка. - проведение опытов с водой (речная, родниковая, водопроводная,
- оформление стендов, папок, памяток, уголков для родителей;
- участие в природоохранных акциях «Чистый берег»
- проведение праздника с участием родителей
- конкурс рисунков
- просмотр презентаций 1. Проведено 6 «Трудовых десантов» по уборке мусора на берегу рек Вязовня, Дон в разное время года.
2. Работа в мини – лаборатории «Волшебница вода».
3. Собран материл флора и фауна рек Дон и Вязовня (коллекции ракушек, разные виды грунта, гербарии)
4. Оформлена фотовыставка «Река моими глазами»
5. Приняли участие в региональной акции «Малые города России и городские поселения», строительство новой набережной реки Дон
6. Экскурсии на спасательную станцию реки Дон в разное время года, (инструктаж по правилам поведения на воде, практические занятия с работниками спасательной станции, с демонстрацией погружения водолазов).
3 этап – Итоговый
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам охраны природы родного края - конкурс детских рисунков «Наша чистая река»
- презентация проекта
- выступление на РМО с опытом работы по проекту «Чистый берег» 1. Проведен праздник «Между речек веселых» на берегу реки Дон совместно с родителями.
2. На сайте детского сада, группы, в сети интернет регулярно размещалась информация и фотоотчеты о ходе проекта.
Вывод: Дети имеют элементарные представления о реках и их обитателях. В ходе познавательно – исследовательской деятельности расширены знания детей о воде, как источнике жизни на Земле, правилах поведения в природе. У дошкольников сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения в природе. Воспитанники проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за флорой и фауной рек родного города, у детей появилась способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой рек в разное время года.