Марина Иринархова
Природоохранные и благотворительные мероприятия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Благотворительные и природоохранные мероприятия»
Старшая группа
Старший воспитатель Иринархова Марина Петровна
Воспитатели Шедько Елена Викторовна
Оскомова Наталья Юрьевна
«Охранять природу – значит охранять Родину»
г. Азов
2018 – 2019 учебный год
Оглавление
1 Введение…3
2 Природоохранные мероприятия в ДОУ….5
2.1 Коллективный труд…. 5
2.2 В гостях у Лесовика…. 8
2.3 Метеостанция…. 10
2.4 Нашим рекам и озерам – чистые берега…12
Публикация «Природоохранные и благотворительные мероприятия в ДОУ» размещена в разделах
2.5 День кошек…. 14
2.6 День Земли…. 15
2.7 Добрая кормушка…17
2.8 Берегите, дети, елку! …. 19
3 Сотрудничество с городской общественной организацией ЭКА…. 20
3.1 Благотворительная акция «Руку другу»…21
3.2 «Раздельный сбор в детский сад»…. 24
3.3 «Пяточок на удачу» …27
3.4 Экологический театр …. 28
4 Заключение
Введение.
«Для рыбы нужна чистая вода –
будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах живут ценные животные –
будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину.»
Михаил Пришвин
1. Актуальность, значимость мероприятий.
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения. Развитие экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Следовательно, необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Городские дети живут практически в искусственной среде и не имеют возможности общаться с природными объектами. По мнению детей, «природу можно увидеть на даче, у бабушки в деревне, в лесу.
Часто на экологических занятиях детям рассказывают о полезных для человека растениях, животных. «Природа кормит человека, одевает, дает все необходимое для жизни». В результате такого экологического воспитания у детей появляется потребительское отношение к природе.
Мы решили обратить внимание детей на то, что вместе с нами в детском саду проживает большое количество животных и растений, предложили понаблюдать, пообщаться с ними, и, самое главное, научиться беречь природу.
В группе есть уголок природы, где собраны разнообразные растения, соответствующие возрасту детей, лаборатория, мини – огород на окне, информационно – справочный материал и художественная литература для ознакомления дошкольников с природой.
Следуя принципу последовательности и постепенности, исходя из того, что передача знаний должна происходить по дидактическим правилам – от уже известного к новому, от простого к сложному, от близкого к далекому, изучаем и охраняем то, что находится рядом, что можно увидеть.
На территории дошкольного учреждения мы создали клумбы, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы наши дети могли проводить опытно-исследовательскую деятельность.
Маршрут по экологической тропе постепенно усложняется, увеличивается количество остановок, все объекты рассматриваются в соответствии с сезонными изменениями, дети отгадывают загадки, читают стихи. После экскурсии дети составляют схемы- алгоритмы, модели, что помогает детям понимать причинно – следственные связи происходящих в природе событий и явлений.
В ДОУ есть экологический паспорт, в котором отражена характеристика территории детского сада, состояние экологической среды нашего микрорайона.
К старшему дошкольному возрасту дети подошли с определенным багажом природоведческих знаний, поэтому в старшей группе особое внимание уделили природоохранной и благотворительной деятельности.
Ребёнок в дошкольном возрасте эмоционально отзывчив, и учитывая эту особенность дошкольного возраста, мы включаем его в личностно – значимые мероприятия, где главным мотивом является продуктивная деятельность самого воспитанника, его родителей и близких.
Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы - участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие.
Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.
Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Дети – дошкольники принимают в акциях посильное, продуктивное участие (что в дошкольном возрасте крайне редко, которое им понятно, затрагивает их интересы, их жизнедеятельность.
Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности и имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными.
Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения используют акции как педагогические технологии и мотивацию воспитанников к продуктивной деятельности в экологическом воспитании и социализации.
Цель, задачи
Цель: Формирование ценностного отношения к природе в процессе организации природоохранных и благотворительных мероприятий.
В процессе реализации поставленной цели, природоохранные и благотворительные акции позволяют решить следующие задачи:
создание условий для формирования социально-нравственных, духовных ценностей дошкольников;
формирование начал экологической культуры, личностной ответственности;
формирование представлений у детей о экосистеме нашей планеты, о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме планеты;
привлечение детей, родителей и педагогов к благотворительному движению.
формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом;
Ожидаемый результат:
- формирование исследовательских поисковых навыков и умений;
- формирование экологического, гуманного, ответственного отношения к миру природы;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- повышение уровня экологической культуры воспитанников и их родителей;
- активное сотрудничество родителей воспитанников с детским садом;
Контингент участников мероприятия
Воспитанники старшей группы МБДОУ № 19 г. Азова – 28 человек, педагоги, родители воспитанников, члены городской благотворительной организации «ЭКА Азов».
Материально – техническое, финансовое и кадровое обеспечение
Материально – техническое обеспечение: оборудование для ухода за растениями, дидактические игры, скворечники, кормушки для птиц.
Финансовое обеспечение: приобретение корма и медикаментов для бездомных животных.
Кадровое обеспечение: педагоги ДОУ.
2. Содержание мероприятий
2.1 Коллективный труд
В формировании экологического сознания дошкольников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера : уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года. Коллективный труд сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом.
2.2 В гостях у Лесовика
Экскурсия – ещё одна форма экологического воспитания. В гости к ребятам приходил известный лесной персонаж - Лесовик. Во время экскурсии по экологической тропе дети рассказали Лесовику о том, какие растения, птицы, насекомые живут на территории детского сада. В процессе экскурсии дети делают вывод: все, что есть в природе, - должно быть сохранено, независимо от нашего отношения к тем или иным животным, растениям! Человек должен следовать законам природы, только тогда его деятельность не будет наносить ей большого вреда.
2.3 «Метеостанция».
Важным условием для понимания животного и растительного мира природы является взаимосвязь погодных явлений и жизни на нашей планете. Для изучения погоды совместно с родителями было принято решение о создании метеостанции на территории ДОУ. С помощью инициативных и талантливых рук наших родителей уже к концу весны дети смогли с помощью флюгера, термометра, дождемера и других приборов, не только наблюдать, но и самостоятельно снимать, записывать и анализировать их показания. Еще на один шаг наши дети стали ближе к пониманию окружающего мира и взаимосвязи всего живого на земле.
2.4 «Нашим рекам и озерам – чистые берега».
История нашего города неразрывно связана с рекой Дон. Конечно, и эту тему мы не смогли оставить без внимания в нашем ДОУ.
В рамках этой акции были проведены следующие мероприятия : серия занятий «Кто живет в воде», моделирование «Уголок родного края».
С целью формирования навыков экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке, дети подготовили инсценировку «Мы на речке отдыхали».
2.5 «День кошек»
Иногда идеи акций нам подсказывают дети. Оказывается, 1 марта «День кошек». Не теряя времени, мы открыли кошачью библиотеку, где собрали энциклопедии, книги с рассказами о кошках. Воспитатели подготовили презентацию «Собаки и кошки в годы Великой Отечественной войны». Дошкольники просмотрели познавательную передачу о кошках и играли в разнообразные подвижные игры «Кот и мыши», «Мышеловка» инсценировали сказку «Кошкин дом».
2.6 День Земли.
В апреле так же, как и во всей в стране, мы отмечаем день рождения Земли. Главная задача данной акции - привлечь внимание дошкольников к проблемам окружающей среды и формирование у них экологически осмысленной культуры личности и осознано - правильного отношения к нашей планете — Земля.
Каждый человек в этом мире может оставить в нём след. Это дело, которое он выполнил, это творение, которое он создал. Человека уж нет, а его детище по-прежнему живёт. Человек может оставить о себе память.
Почему бы не посадить дерево? Это будет самая лучшая память. Сменяются поколения, а дерево живёт, каждый год, радуя нас зелёным нарядом.
Дети старшей группы " Смешарики" посадили дерево на территории детского сада. Посадка дерева вызвала у детей желание оберегать деревце, заботиться о нем. Теперь деревце будет теперь расти вместе с детьми.
Потрудившись, ребята устроили «день рождения» деревцу, водили «каравай».
Так же на территории детского сада были посажены вечнозеленые туйи, которые через несколько лет украсят вход в ДОУ.
Научить бережно относиться к природе можно только воздействуя на чувства детей.
Если ребенок своими руками подарит жизнь новому дереву, то в будущем он не станет им вредить, будет бережно относиться к природе.
2.7 «Добрая кормушка»
Еще одним традиционным добрым делом в нашем саду стало изготовление кормушек для зимующих птиц.
Была организована акция «Покормите птиц зимой!», которая объединила воспитанников, родителей и педагогов в желании оказать помощь маленьким пернатым собратьям в зимний период, и привлекла внимание всех к бережному и заботливому отношению людей к природе, помогла расширить представления детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
Кормушки мы с детьми разместили на участке детского сада. Ребята с удовольствием развешивали птичьи столовые, а после каждый день, выходя на прогулку, спешат подсыпать корм для пернатых. Теперь дети точно знают, что птички не останутся голодными.
2.8 «Берегите, дети, ёлку!»
Природоохранная акция «Берегите, дети, ёлку!» - это акция по сбережению живого дерева ели.
Её цель важна и благородна : привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года.
Совместно с родителями дети делали елочки из подручных материалов, как альтернативу живой елке. Ребята старшей группы выпустили несколько листовок, призванных беречь лесную красавицу.
В ходе такой акции дети смогли понять как красоту живого дерева, так и рукотворного предмета, у ребят сформировано желание сохранить ели, растущие рядом: на участке сада, в городе и в лесу.
3. Сотрудничество с городской общественной организацией «ЭКА»
Совместно с городской организацией «ЭКА» в нашем МБДОУ педагогами, детьми, и родителями были разработаны и реализованы следующие природоохранные мероприятия и благотворительные акции : «Руку Другу», «Пятачок на удачу», «Раздельный сбор в каждый детский сад».
3.1 Благотворительная акция «Руку Другу»
Акция, направленная на сбор корма для подопечных городского приюта для животных «Феникс».
В декабре в Азове прошла благотворительная акция «Руку другу», направленная на сбор кормов и медикаментов для животных, находящихся в приюте. В рамках этой акции в детском саду прошли мероприятия, связанные с проблемой бездомных животных: занятия и беседы «Какое животное считается бездомным и какая помощь ему нужна»; «Мы в ответе за тех, кого приручили»; «Дай лапу, друг». Воспитателями и детьми подготовлена стенгазета «Посмотрите, это мой друг». На стенгазете размещены фотографии ребят со своими домашними питомцами. Некоторые дети с родителями не только подготовили фотографию своего питомца, но и написали небольшие рассказы о своем четвероногом друге, которые заняли почетное место на стенде детского сада.
С каждым днем в течение акции запасы принесенного родителями и детьми корма пополнялись. При активном участии родителей мы собрали около 60 килограмм корма для животных приюта и медикаменты.
При поддержке городской волонтерской организации ЭКА все собранные корма переданы в приют для бездомных животных «Феникс».
3.2 «Раздельный сбор в детский сад».
С целью внедрения системы раздельного сбора отходов, ознакомления воспитанников и их семей с видами вторсырья и способами его переработки, популяризации ресурсосбережения, детский сад принял участие в проекте «Раздельный сбор в детский сад».
В рамках данного проекта воспитателями были проведены тематические беседы, викторины, дидактические игры. Дети узнали, что никому не нужный мусор может быть использован с огромной пользой для человека — из вторичного сырья получают необходимые вещества и материалы, которые затем идут на изготовление новых товаров.
Дети и родители активно включились в сбор вторичных ресурсов: собирали пластиковые крышки, бумагу, батарейки.
Организаторами проекта на территории детского сада установлен накопитель, для раздельного сбора отходов.
3.3 «Пятачок на удачу». Уже стало традицией проведение в преддверии Нового года областного конкурса-акции Символ года 2019, в нынешнем году он звучал «Пятачок на удачу». Нашей целью и задачей стало вовлечение детей и их родителей, в благотворительную деятельность, направленную на помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации или проходящим лечение в онко – гематологическом отделении детской областной больницы, онкологическом отделении мед. Института, а также пожилым людям в домах и пансионатах престарелых Ростовской области. Богатой и неожиданной оказалось фантазия и творчество детей и их родителей в изготовлении символа года-свинки. Каждая группа нашего детского сада представила свои работы.
2.4 Экологический театр
Еще одна форма экологического воспитания и пропаганды экологических знаний – экологический театр. Данная работа оказывает большое влияние и на самих участников, и на их зрителей. Они получают мотивацию для активного участия в процессе защиты природы и улучшения экологической обстановки, появляется чувство озабоченности состоянием окружающей среды.
Достигнутые результаты:
В результате проведенной экологической работы в нашем детском саду достигнуты следующие результаты:
- на территории ДОУ:
- посажено 6 туек и 1 клен
- оформлена экологическая тропа;
- оформлены клумбы с розами и другими растениями;
- изготовлены и развешены кормушки;
- изготовлена метеоплощадка;
- регулярно проводится уборка участка и экологической тропы;
- изготовлены и размещены на экологической тропе «Правила поведения в природе»;
- собрано 60 кг. корма и медикаменты для животных городского приюта «Феникс»;
- для детей онкологического диспансера и пожилых людей в Дом престарелых руками детей и их родителей изготовлены поделки – символы года (игрушки, фартушки, копилки);
- для воспитанников и родителей подготовлено театрализованное представление на экологическую тематику;
- у детей сформированы трудовые навыки по уходу за растениями;
- у детей видна положительная направленность по отношению к природе, в их поведении меньше негативных проявлений;
- родители вовлечены в образовательный процесс ДОУ и являются активными помощниками;
- на территории ДОУ установлены контейнеры для раздельного сбора вторсырья;
4 Заключение.
Дошкольник впитывает все новое и эмоционально откликается на яркие выразительные образы, поэтому необходимо постараться приобщать ребенка к интересным, добрым акциям и мероприятиям, которые будут способствовать формированию позитивного социального поведения, ценностному отношению к природе, экологическому воспитанию.
В результате проведенной в ДОУ экологической деятельности можно утверждать, что такие формы экологического воспитания как природоохранные и благотворительные мероприятия содержат значительный педагогический потенциал по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста, воспитание личности ребенка в гармонии с природной средой. Ведущим задачей воспитателя по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста является развитие у детей способности чувствовать красоту окружающей среды, гармонично сосуществовать с природой и бережно относиться к ее богатствам.
Несомненно, подобное участие в природоохранной и благотворительной деятельности вызывает огромный интерес у детей и родителей. Основными критериями успешности такой деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно считать изменение отношения детей и родителей к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира. Важнейший результат - рост степени самосознания детей на каждом этапе проведенной работы, познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты, а так же возросший интерес родителей к деятельности ДОУ.
К сожалению, ещё не все родители понимают важность экологического воспитания в детском саду и не принимают активного участия в формировании экологической культуры личности ребенка.
Повышение эффективности процесса формирования экологического сознания дошкольников возможно при более активном участии родителей в мероприятиях детского сада. Очень важно, что бы как можно больше родителей оказывали детям поддержку при сборе информации, проводили необходимые опыты, эксперименты, наблюдения.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников – процесс продолжительный и отнюдь не простой.
Благодаря совместной деятельности педагогов и родителей по формированию экологической культуры у дошкольников, мы считаем, что мир наш станет намного лучше и красивее, ведь природа будит в нас потребность любви.