Татьяна Кудинова
Конспект занятия «Природная стихия — огонь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубить представления детей о роли огня в жизни человека; закрепить знание правил пожарной безопасности; формировать образные представления, нравственные понятия, уважительное отношения к труду пожарных; развивать речь детей, воображение, наблюдательность.
Предварительная работа: отгадывание загадок об огне; чтение мифа о Прометее»; инсценировка сказки «Кошкин дом»; чтение сказки «Как огонь с человеком подружился».
Публикация «Конспект занятия „Природная стихия — огонь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: свечи; листы белой, красной, жёлтой, оранжевой бумаги, клей, кисти; грамзапись сказки «Кошкин дом».
Словарная работа: стихия, бедствие.
Часть 1
Беседа «Огонь – спутник и помощник человека»
Рассказ воспитателя об огне – давнем друге человека. Во все времена люди стремились использовать огонь для своего блага. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяли его в своих пещерах. Огонь помогал бороться за жизнь. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и жилья. Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки переставали быть загадками. Но другом, помощником огонь быть не перестал. Как в древности он согревает людей, их жилища; с помощью него люди готовят себе пищу в квартире на газовой плите, и в деревенской печке, и в туристическом походе или на рыбалке у реки.
А есть огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах плавят при помощи огня варят сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты. Чтобы изготовить на заводе игрушку, трактор, куклу и т. п., тоже необходим огонь.
Сила у друга – огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным, злым врагом.
Огонь может натворить много бед. Это пожары! Горят магазины, больницы, школы, леса, хлебные поля. В результате – колоссальные убытки и потери. А главное – погибают люди и, конечно среди них есть дети. Чтобы этого не было, все мы должны всегда осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестричками, за всеми малышами. Ведь большое количество пожаров связано с шалостью, игрой со спичками. Чиркнул спичкой без нужды, бросил на пол – и вот уже пожар. Пожар может возникнуть от телевизора, от утюга, других электроприборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра.
Но если случилась беда – пожар, то все люди должны позвонить в пожарную по телефону 01 и немедленно сообщить о начавшемся бедствии взрослым. Но надо стараться, чтобы огонь был нам только другом!
Физкультминутка
Мы с вами встречаем в произведениях описание пожара, давайте вспомним эти произведения. (Ответ детей)
В произведении С. Я. Маршака «Кошкин дом» описывается страшный пожар.
Хозяйка и Василий, усатый старый кот,
Не скоро проводили соседей до ворот.
Словечко за словечко – и снова разговор,
А дома перед печкой огонь прожёг ковёр.
Ещё одно мгновенье – и лёгкий огонёк
Сосновые поленья окутал, обволок.
Взобрался по обоям, вскарабкался на стол
И разлетелся роем золотокрылых пчёл…
• Ребята, как вы думаете, отчего возник пожар? (Ответы детей)
• Кто же помог потушить пожар? (Дети отвечают)
• Да действительно, пожарные. А как мы можем вызвать пожарных, если вдруг увидим, что-то горит?
Правильно – 01 (сотовый телефон 101). Вот телефон который надо запомнить. При этом надо чётко сказать адрес. И главное – позвать на помощь взрослых.
Представим, ребята, что вдруг случился пожар. Что делать? (Дети отвечают). Да правильно. Нужно покинуть помещение, а не прятаться под кровать, под одеяло или в другую комнату. Вызвать пожарных.
Некоторые люди, спасаясь от огня, выбегают из горящего помещения, оставляя двери открытыми. Распространяясь через дверные проёмы, пламя охватывает новые помещения. Кое-кто, ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения, охваченные огнём. В таких случаях даже один вдох раскалённого воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу.
Давайте запомним правила. Чтобы не было пожара:
• Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
• Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а у нас в селе или на даче не пытайтесь растопить печь.
• Не оставляйте без присмотра включенный утюг или чайник.
• В лесу не разжигайте костёр без взлослых.
• Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
Загадывание загадок, связанных с огнём
• Дрожит свинка – золотая щетинка.
• Жевать – не жую, а всё пожираю.
• Красный петушок по жердочке бежит.
• На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош, да с собой не понесёшь.
Игра «Хорошо – плохо»
На доске висит картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего, и плохого). Детям раздаются карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т. д.). дети должны расположить карточки на картине – в нужное место. Итог игры: применение огня (полезное – вредное).
Давайте и мы с вами, ребята, будем беречь себя, своих близких, свой дом, нашу природу – одним словом, всё вокруг от огня.
Ребята! Помните о том, что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём не осторожен, у того пожар возможен!
Запомните дети, правила эти:
Ты о пожаре услыхал – скорей об этом дай сигнал.
Пусть помнит каждый гражданин – пожарный номер 01!
На пожар! Все как один по тревоге ноль один!
Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголёк целый дом может сжечь.
Если имущество хочешь сберечь – не уходи, когда топится печь.
Костёр вы бросили в лесу – и вот несчастье на носу.
Костёр в лесу опасен – запомни это каждый.
Возле дома и сарая разжигать костёр не смей!
Может быть беде большая. Для построек и людей.