Ольга Соболева
Консультация «Природа и дети: как нужно учить ребенка замечать прекрасное»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый увидел и услышал кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец, квакает лягушка. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает у них любознательность.
Публикация «Консультация „Природа и дети: как нужно учить ребенка замечать прекрасное“» размещена в разделах
Наблюдение за современными детьми и подростками позволило заметить во многих из них одну неутешительную черту – равнодушие к красоте. Красота мира как была, так и есть, но она всё больше вне поля интересов таких от природы пытливых созданий, какими являются дети. Страшно, что в современных детях всё больше проявляется ещё одна черта – тяга к безобразному, которое их не только не пугает и не отталкивает, а наоборот – привлекает и заинтересовывает. Дети устроены губкой, ведь им так много нужно впитать, пока они превратятся во взрослых. Вот они и впитывают.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Зеленое царство комнатных растений начинает вызывать интерес ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры. Приучая к регулярным наблюдениям, взрослые показывают их окраску и рисунок на листочках декоративных растений. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно другую форму жизни, начинает видеть в зеленном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависят от того: полили его или нет, много или мало, холодной водой или теплой. Только с помощью взрослых ребенок может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
Важно понимать, что умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, и нравственного воспитания.
Научите ребенка слушать. Сядьте на полянке, вслушайтесь. Откуда шорох? А стук? Может, дятел? Куда же спешит муравей? О чем поет птичка? Задавайте ребенку как можно больше вопросов. Пусть он фантазирует, а вы рассказывайте о природе, вносите в детские фантазии познавательные элементы.
Играйте на свежем воздухе: в парке, сквере или в лесу.