Юлия Мелихова
Роль православных традиций в формировании социальных ценностей обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Возрождение России – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т. е., воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно-нравственных и патриотических качеств и национального самосознания.
Сегодня мы с тревогой следим за теми негативными процессами духовно- нравственного характера, которые происходят в нашем обществе. Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распространение насилия, агрессии, ведет к деградации нашего народа. Какими вырастут наши дети? Каким будет наше общество? Как передать детям то ценное в русской духовной культуре, что созидалось нашими предками, в течение столетий созидавших Святую Русь? Актуальность этих вопросов очевидна. Происшедшие за последнее время перемены существенно повлияли на систему образования и воспитания подрастающего поколения. Личность человека не развивается «из самой себя», а система воспитания, построенная на ценностях советского государства, дискредитировала себя. [1] В постсоветское время все больше внимания стало уделяться новинкам, пришедшим к нам из стран Запада, и в первую очередь, Америки. Под натиском этих перемен традиционная система воспитания в общеобразовательных учреждениях распалась. В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни россиян, возрождение духовно- нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим существованием страны как самостоятельного государства. [5] Эти ценности, прежде всего, должны быть воспитаны у ребенка родителями. В Конституции РФ провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права : «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38). В соответствии с Конституцией было принято несколько сотен нормативных актов, как общего, так и специального характера, обеспечивающих права семьи и детей, направленных на физическое и духовное здоровье народа в Российской Федерации. Значение семьи в общественной жизни трудно переоценить. Именно в семье закладываются и передаются от поколения к поколению материальные и духовные ценности, формируются потребности и совместное потребление материальных и культурных благ. Семья заинтересована в наилучшем выполнении этих функций и повышении качества жизни. [4] Здоровая семья, что духовно богатая семья – это основа государства, это основа сохранения национальных и культурных традиций. Что же такое семья? Это первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе. Человек учится в семье первым совестным движениям сердца и поднимается к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству. [2]
Публикация «Роль православных традиций в формировании социальных ценностей обучающихся» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, отзывчивыми, но, ни доброта, ни отзывчивость не развивается по приказу. Можно стараться вызвать способность сочувствия, привлекая детей к заботе о животных, к приготовлению подарков, к помощи больному или старому члену семьи. И это будет искренне, только если мы будем предоставлять детям самостоятельность, если мы дадим им самим обдумать, самим решить, что они хотят сделать. Надо, чтобы они видели вокруг себя пример заботы о других, сочувствия другим, и в то же время нужно вовлекать детей в обдумывание и обсуждение того, что они хотят сделать. Вот почему нам надо уделять и время, и внимание разговорам с детьми, всегда помня, что разговор – это диалог, а не монолог. Надо уметь слушать наших детей, а не просто читать им нотации. Надо вызывать их на мысль, на «суждение: «А как ты думаешь?», «Да, но ведь можно тоже сказать…», «А может быть, это не совсем так?».[3]
Совместно с родителями, дети пробуют ориентироваться в духовных вопросах, следовательно, зарождаются в семьях новые традиции, основой которых является вера, надежда, любовь.
Литература:
1. Гребенников И. В., Кавинько Л. В. «Семейное воспитание» — Политиздат- М. 1990г., стр. 42.
2. Громыко М. М., Буганов А. В. «О воззрениях русского народа» — Паломник – М. 2000г., стр. 9.
3. Куломзина С. «Семья – малая церковь» — «Православный паломник», М. 1986г., стр. 46.
4. Разумихина Г. П. «Мир семьи», «Просвещение», М. 1986г., стр. 26.
5. Рождественский А. «Семья православного христианина», «Паровая типография Н. В. Гаевского. Васильевский остров», С. -Петербург,1902г., стр. 167.