Баширова Луиза
Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством использования народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.
Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Задача
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Темочки
В настоящее время актуальной являет задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным играм.
Русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Русские народные игры способствуют воспитанию волевых качеств личности, дают представления о традициях русского народа, формируют
нравственные качества личности, удовлетворяют потребность
детей в двигательной активности и создают эмоционально-положительную
основу для развития патриотических чувств.
СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ :
1. Игровой зачин или игровая прелюдия: речь идет о считалках или жеребьевках.
Считалка вводит в игру, распределяет роли, самоорганизовывает детей. Жеребьевка применяется в тех играх, где нужно разбиться на две команды.
2. Игровые действия: анализ поведения и характера игровых персонажей, прочувствование игрового образа.
— завязка
— развитие действия
— кульминация
— развязка
Классификация народных игр :
- Ловишки
- Хороводные
- Бытовые
- Сезонно – обрядовые
- Состязательные
- Игры, отражающие отношение человека к природе
Игры ловишки
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг.
Хороводные игры
Учат детей водить хоровод, развивают эмоциональную отзывчивость, развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Бытовые игры
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа».
Это такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
СЕЗОННО-ОБРЯДОВЫЕ ИГРЫ
Игры проводятся в определенное время года.
Соответствуют русским народным праздникам.
К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие.
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
отражают стремление детей стать сильнее, победить всех.
Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Цепи кованые», «Перетягивание каната», «Каждый против каждого», «Бои на бревне».
Игры, отражающие отношение человека к природе
Русский народ всегда трепетно относился к природе, оберегал ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
Сюда относятся русские народные игры : «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.
«МЫШЕЛОВКА»
Цель:
Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.
Описание игры:
играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.
«КАРАВАЙ»
Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Ход игры: ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким, сужают круг, приседают все, руки поднимают кверху и хлопают в ладоши. Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Дети в кругу пляшут. Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг.
"ДВА МОРОЗА"
Цель: развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге
СодержаниеНа противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся по середине площадки между «домами», лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «начинайте», оба Мороза говорят:«Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают:«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз», - и перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их «заморозить», т. е. коснуться рукой. «Замороженные» останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных игроков. «Замороженных» подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
"КАРУСЕЛЬ"
Цель игры: развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Дети со словами игры начинают движение вправо:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Затем дети начинают движение в левую сторону.
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!»
Цель:
развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Описание игры:
играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Глянь на небо- Птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Описание:
1 – вариант: дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик.
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.
"РУЧЕЕК"
Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
Цель игры: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить). Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой стороне площадки. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:У медведя во бору,Грибы, ягоды беру,А медведь не спитИ на нас рычит. Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, а они бегут домой.
Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них осмысливается и познается окружающий мир, в них развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
ИСТОЧНИКИ
Детские народные подвижные игры : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. Н. Кенеман, Т. И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М. : Просвещение; Владос, 1995
Князева. О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа, Учебно-методическое пособие – СПб:Детство-Пресс,2010
Литвинова. М. Ф. Русские народные подвижные игры. -М. :Айрис-пресс,2003
Лялина. Н. А. Народные игры в детском саду. -М. : ТЦ Сфера,2009