Приложение МААМ

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор — русские народные сказки

Наталья Ефанова
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор — русские народные сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Представление

собственного педагогического опыта

на тему

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор – русские народные сказки».

Цель:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей на произведения русского народного творчества.

2. Развитие фантазии, творческих способностей детей и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах.

3. Учить детей сопереживать поступкам героев сказок, самостоятельно драматизировать сказки.

Задачи:

Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор — русские народные сказки» размещена в разделах

1. Развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития.

2. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и приобщения богатого опыта русских традиций.

3. Обогащение словаря, фонематического слуха.

Вид планирования: познавательный, групповой.

Длительность: краткосрочный. Две недели.

Состав участников: педагоги, дети средней группы, родители.

Актуальность: в последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому, России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, кладезь богатства русского языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное

В средней группе дети уже с удовольствием инсценируют народные сказки, самостоятельно придумывают загадки. Устное народное творчество влияет на все стороны развития ребенка в целом.

План осуществления:

Работу по приобщению детей к национальной культуре начинаем с опроса родителей.

В своей работе мы используем следующие виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры). В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. При знакомстве с поговорками, загадками, сказками и т. д. дети приобщаются к народным ценностям.

Для развития фантазии, творческих способностей детей, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах читаем и рассказываем детям русские народные сказки побуждая при этом к выразительности речи детей.

Дошкольники любят инсценировать отрывки из сказок или целые сказки, говорить голосами сказочных персонажей, показывать действия героев сказки. Дети очень любят играть в сказку, надевать костюмы и маски героев сказки, дети любят превращаться в волшебника и творить добрые дела. Детей увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают дошкольнику сравнительно быстро и правильно понимать рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста- перевёртыши, небылицы.

Работа с родителями:

В работе с родителями мы используем разные формы работы: беседы, совместные праздники, выставки, консультации, совместные досуги.

Проведены консультации: "Роль сказки в нравственном воспитании детей 4 -5 лет".

Наглядное приложение:

Видеоролик музыкального досуга «Терем - теремок»; фото НОД; выставка творческих работ (книжки малышки, рисунки).

Планирование по наставничеству.

№ п/п Образовательная область Мероприятия

1. Познавательное развитие. 1. Проведение НОД по познавательному развитию:

1.1. Тема: «Русские народные сказки»

Цель: уточнение и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

2. Презентация «В мире сказок».

Цель: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов России.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Любимые герои сказок».

Цель: вспомнить сказки, привлечь к ним внимание детей, вызвать желание их читать.

4. Создание лэпбука «Наши любимые русские народные сказки».

Цель: обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, развивать мелкую моторику и мышление.

5. Просмотр мультфильма «Теремок».

Цель: формирование умений разыгрывать известную им сказку; развитие артистические способности, воображение выразительную речь, умение согласовывать свои действия с партнёрами; формирование интереса к устному народному творчеству.

6. Совместная деятельность коллаж «Герои любимых сказок». Цель: организовать досуг воспитанников, формировать интерес к народной культуре России, посредством русских и советских сказок; создание благоприятного эмоционального климата в коллективе; развитие творческих способностей.

2 Речевое развитие. 1. Проведение НОД по развитию речи:

1.1 Тема «Почемучки».

Цель: учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами – вопросами «почему», «отчего», «когда», «сколько», «что», «где», соблюдать интонационную выразительность; знакомить детей со способами словообразования.

2. Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: уточнение и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

3. Заучивание присказок, пословиц и поговорок о сказке. «Сказка не сказка, а присказка.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся…. и пр.»

Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих.

4. Заучивание потешки.

Цель: познакомить детей с потешками, как с жанром устного народного творчества; развивать интерес к их обыгрыванию; развивать речь детей, внимание, память; прививать любовь к устному народному творчеству.

3 Художественно эстетическое развитие. 1. Проведение НОД по рисованию:

1.1 Тема «Мой любимый сказочный герой».

Цель: приобщать детей к возрождению народных традиций, через художественное творчество.

2 Проведение НОД по лепке.

2.1 Тема «Мой любимый сказочный герой».

Цель: закреплять знания детей о сказках и сказочных персонажах; развивать внимание, память, мелкую моторику; развивать умение передавать характерные черты сказочного героя; использовать в работе различные приёмы лепки (вытягивание, сглаживание).

3. Прослушивание и заучивание детской песенки «Заинька, поскачи».

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость к музыке

Побуждать детей к танцевальной импровизации

Развивать координацию движений, быстроту реакции, чувство ритма, слуха.

4. Раскрашивание раскрасок по теме «Русские народные сказки».

Цель: развивать творческие задатки ребенка, прививать художественный вкус. Развитие усидчивости, усердия.

4 Социально – коммуникативное развитие. 1. Дидактические игры:

1.1 «Расскажи сказку по опорным картинкам»

Цель: воспитывать интерес к сказкам, учить внимательно рассматривать картинки, узнавая героев и название.

1.2 «Позовём сказку».

Цель: используя чудесный мешочек, доставать игрушки, сочиняя про них сказку; развивать творческое воображение детей, учить эмоционально передавать переживания действующих лиц.

1.3 «Собери картинку».

Цель: развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать любовь к русским народным традициям и культуре.

2. Сюжетно – ролевые игры:

2.1 «В гостях у сказки»

Цель: создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Прививать интерес к произведениям русого народного фольклора. Развивать способности принимать на себя роль сказочного героя.

2.2 «Испекла бабка колобка».

Цель: формирование социального опыта детей, средствами игровой деятельности.

5 Физическое развитие. 1. Подвижная игра

1.1 «Волк и козлята».

Цель: развивать быстроту и реакцию, приучать быть смелыми.

1.2 «Теремок»

Цель: развивать память, речь. Закреплять умение ходить по кругу; воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Мы хотим поделится своим опытом с педагогами по проведению и подготовке детей средней группы на примере театрализованной деятельности по сказке «Теремок». Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

Ведь самым любимым видом развлечения детей является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

1 этап

- Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (стоит в поле теремок) далее читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

- Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

2 этап

Распределения ролей:

- Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

- Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (на примере сказки «Теремок», после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

- В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т. д.

- После распределения ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний.

Мы убеждены, что через театрализованную деятельность, поставленную по сюжету русских народных сказок, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор — русские народные сказки
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 19:52
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор — русские народные сказки» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ефанова (УИ 2724804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД