нина цветкова
Приобщение дошкольников к культурным ценностям и народным традициям в России через проведение народных праздников
▼ Скачать
Аннотация. В статье приводится опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям в России через подготовку и проведение народных праздников. Подчеркивается, что именно через подготовку и проведение праздников наиболее успешно проходит знакомство с народными традициями, историей своего народа.
Публикация «Приобщение дошкольников к культурным ценностям и народным традициям в России через проведение народных праздников» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ключевые слова: народные праздники, проект, предметно – пространственная среда.
«Воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.
Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах» К. Д. Ушинский
Одним из принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.
От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди воспевали в песнях и сказках ее красоту.
И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.
Поэтому решение Президента России В. В. Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России.
Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям.
Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая основа.
Почему я обратились именно к праздникам? Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества, что достаточно актуально в современном мире, насыщенном интернетом, виртуальными сайтами и полным отсутствием живого общения.
У детей воспитывается стремление познавать культуру своего народа, формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, в реальности. Через праздники ребёнок знакомится с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым.
Изучив немало литературы, взялась за разработку долгосрочного проекта, целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.
Первым этапом работы совместно с музыкальным руководителем стало определение народных праздников, с которыми возможно познакомить детей, распределив их по временам года: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица», «Жаваронки» и насыщение предметно - пространственной развивающей среды с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
Одним из самых любимых мест в группе является центр театральной деятельности и ряжения. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализуют потребности в игре, раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь есть: кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, костюмы и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок.
В музыкальном центре разместились русские народные инструменты - ложки, трещотки, дудочка, бубны и др. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут, помогают утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативы.
В центре книги дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, загадками. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи.
В центре художественного творчества для развития детей подобраны различные картинки, поделки из глины, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок. В данном центре находятся трафареты, краски, кисти, карандаши, раскраски, пластилин и т. д. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
Предметная среда обогатилась техническими средствами. Появилась мультимедийная установка, что позволило демонстрировать презентации для детей («Народные промыслы», «Дымковская игрушка», «Пасха», «Рождество» и др.)
Вторым этапом работы над проектом стало проведение различных мероприятий с детьми по знакомству и проведение народных праздников.
В рамках проекта были проведены беседы –«Осенины - это встреча осени на Руси», «Празднование Нового года и Рождества», «Как на Руси праздновали Масленицу, «История и обычаи праздника «Жаворонки».
Разучены русские народные игры : «Золотые ворота», «Плетень», «Кто сильнее», «Пирог», «Ты катись, катись снежок», «Игра с солнцем», «Игра с платочком». Песни и хороводы: «Завивайся, капустка», «Вот уж зимушка проходит», «Веснянка», «Блины», «Как намасляной недели…» и другие.
Неотъемлемой частью образовательного процесса по знакомству с русскими народными праздниками является совместная организованная образовательная деятельность. С ребятами провела познавательные занятия с использованием ИКТ «Ах, какая осень», «Светло солнышко взошло в Рождество Христово», «Традиции Масленицы», «Как на Руси весну встречали».
На занятиях по художественному творчеству воспитанники лепили из соленого теста «Соберем урожай», «Жаворонки»; рисовали - «Осенняя березка», «Рождественская ель», «Масленицам - барыня», «Весна – красна»; выполняли аппликацию «Осенний ковер», «Игрушки для зверят на рождество», «Укрась поднос» (декоративное).
Вместе с инструктором по физическому воспитанию разучили с детьми подвижные народные игры : «Утица», «Салки - догонялки», «Пирог», «Царь горы», «Бабка - Ежка», «Жаворонок» и другие.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая практика, ни одна, даже лучшая программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Русские народные календарные игры», «Роль игры – драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей». За последний год подготовила для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных игр. Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, совместно с детьми украшают группу к праздникам, изготавливают костюмы.
Результатом общей работы над проектом являются календарные праздники, которые составляются музыкальным руководителем и обсуждаются на методическом совете. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям. Роли на празднике исполняют не только взрослые, но и дети. Ведь многоролевой праздник обеспечивает формирование интереса к предстоящему празднику, объединяет весь коллектив, несет в себе огромный нравственный и творческий воспитательный потенциал. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей, к которым они долго готовились, разучивая песни, игры, театральные постановки. Заканчиваем народные праздники, как правило, совместным чаепитием. Родители приносят угощение, и за общим столом делимся впечатлениями от праздника.
Таким образом, данный проект позволил сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. У детей появился живой интерес к русской народной культуре : они знают наизусть много потешек, закличек. Дети любят слушать русские народные сказки и пересказывать их. Играют в народные игры, водят хороводы, активно участвуют в развлечениях и народных праздниках.
Благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, эмоционально окрасила работу по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры.
Список используемой литературы
1. Адаскина О. Н. Русский фольклор. - М: ACT, 2001. - 256 с.
2. Богомолова М. И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 1995. - 40 с.
3. Богомолова М. И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.
4. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М. : Детство, 2003.
5. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. - 178с.
6. Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. - М. : Издательство Культура и традиции, 2003. - 128 с.
7. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
8. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. - 294 с.
9. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004,- 365 с.
10. Комарова Т. С. Народное искусство – детям. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.-
11. Покровский Е. А. Русские народные игры : Образовательные проекты. -М. : Сфера, 2009.- 192с.