Наталия Сорокина
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена методам и формам работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Ключевые слова: народная культура, традиции, Отечество, патриотизм.
Красота родного края, открывающаяся,
благодаря сказке, фантазии, творчеству –
это источник любви к Родине…
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» размещена в разделах
Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
В настоящее время актуальной проблемой является необходимость воспитания в наших детях духовности, приобщения к русской народной культуре, традициям русского народа.
Без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры не будет успешно решено воспитание гражданина и патриота. Народная культура учит любить детей родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и народных ценностей от одного поколения к другому.
Развивая у детей старшего дошкольного возраста представления о человеке, мы обращаемся к истории и культуре собственного народа. В сегодняшнее время очень важно воспитать у современных детей преданность к Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм, так как данные ценности необходимы для полного счастья человека.
Народная культура – традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ – коллективная личность.
Традиция – это то, что передается от одного поколения к другому. Это – определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Русские народные традиции – одна из составных частей культурного наследия русского народа, это огромные возможности для детей в организации и саморегуляции своей деятельности, в выработке способности управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В группе создана предметно-развивающая среда, соответствующая возрасту детей, для приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре. Создание атмосферы национального быта. Окружающие предметы развивают любознательность в детях, воспитывают чувство прекрасного. В группе присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Оборудован мини-музей «Быт русского народа», экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала в образовательной, самостоятельной деятельности, развлечениях. В группе имеются: музыкальный центр (народные музыкальные детские инструменты: гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан); уголок художественного творчества (предметы декоративно-прикладного искусства, народные игрушки, раскраски); центр «Читаем вместе» ( детские книги: русские народные сказки, потешки, пословицы, загадки); уголок ряжения (сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки); театральный уголок (маски, куклы, настольный театр).
На организованной образовательной деятельности дети знакомятся с основами русской народной культуры и быта (знакомство с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы, с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями; учат пословицы, поговорки, потешки, обыгрывают сказки в театрализованной деятельности; знакомятся с русскими народными инструментами, поют русские народные песни, водят хороводы, исполняют русские народные танцы).
Организация народных игр способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, развитию внимания, памяти, воображения, мышления, и в дальнейшем влияют и на самосознание.
Поэтому, народные традиции играют важную роль в образовании, воспитании детей, так как в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. При этом осуществляется механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Список литературы
1. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Скрипторий 2003, 2008.
2. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Программа : учеб. -метод. пособ. / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. 2 изд. СПб. : Детство-Пресс, 2015.