Елена Гладченко
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается наше общество, является разрушение личности. На сегодняшний день материальные ценности превалируют над духовными, поэтому дети совсем по-другому представляют себе, что такое доброта, милосердие, великодушие, патриотизм, почитание родителей. Современные дети отличаются эмоциональной и духовной незрелостью.
На данном этапе российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившаяся ситуация является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Наше общество лишилось духовных и нравственных ценностей. Духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования сведены к минимальному проценту. Выводом этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих детскому и молодежному сознанию во многом разрушительны с точки зрения развития личности. Данные факты делают актуальность и значимость работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Человек должен иметь определенные высшие ценности, которые будут его направлять на жизненном пути, поэтому существенна связь между духовным и нравственным воспитанием.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры,» размещена в разделах
Основная цель духовно-нравственного воспитания – это стремление реализовать те задачи нравственного воспитания, которые будут помогать духовному развитию ребенка.
Детство - время формирования нравственных навыков и привычек. Развития сил человека, а именно душевных и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире и её действительности. У детей в дошкольном периоде идет активное обращение к духовной жизни.
Дошкольный период важнейший этап в развитии ребёнка, в этом возрасте ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности во многом зависит от систематического духовно-нравственного воспитания ребенка с первых лет его жизни. Педагоги дошкольного образования ставят перед собой важнейшую задачу - сформировать у детей уверенность в себе, в своих силах, а также привить любовь и уважение к окружающему миру.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к природе и окружающим его людям, а также способность сопереживать и сочувствовать, патриотические чувства, осознание гражданской принадлежности, нравственность.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры ярче всего раскрывается при проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми, где воспитатель полностью может реализовать потребность передать накопленные знания, опыт, развить внимательность, самостоятельность.
Детей старшей и подготовительной группы начинаем знакомить с житием и именами наиболее известных своими святыми деяниями, таких как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, святой Николай второй, благоверный князь Александр Невский, Андрей Рублёв. Детям мы просто рассказываем о жизни отдельных святомученников, не обращая внимания на то, почему и как церковь их прославляет и канонизирует. В своих рассказах мы подчеркиваем их любовь ко всему живому: людям, птицам, животным. Рассказы иллюстрируем репродукциями икон, картин, слайдами, которые посвящены тому или иному святому.
Люди создают и присваивают культурное наследие. И чем больше человек знает, умеет делать, чем бережнее относится к себе, окружающему миру, тем он культурнее. Формирование верных представлений о христианской системе ценностей невозможно без опоры на первые источники. При изучении темы «Крещение Иисуса Христа (Богоявление). Таинство Крещения» предлагаем детям репродукции икон «Крещение Господа», фотографии из семейных альбомов, которые были сделаны во время великого Таинства Крещения. Познакомившись с наглядным материалом, дети стали с интересом отвечать на вопросы: «Помните ли вы об этом?», «Кто был первым крестителем?», «Кто крестил вас?».
Также используем нетрадиционные формы проведения образовательной и досуговой деятельности с детьми:
- досуг «День Ангела» в старшей группе;
- занятие-сюрприз «Рождественское чудо»;
- занятие с использованием информационных технологий «Интерактивное путешествие в собор Андрея Первозванного»;
- экскурсия. Например, вместе с родителями мы посетили храм Александра Невского. Перед экскурсией дети ещё раз повторили правила поведения в храме, какая должна быть форма одежды, как обращаться к священнику. В ходе этой экскурсии ребята воочию увидели иконы, облачение священника, свечи, кресты. Живым и интересным оказалось общение с отцом Александром.
Знания, полученные в ходе экскурсии, дети применяют в различных видах деятельности:
- коммуникативной (рассказ);
- художественно-продуктивной (рисование, конструирование, аппликация).
Так же разрабатывается различный материал для родителей по приобщению дошкольников к основам православной культуры по темам : «Православная азбука», «Глоссарий», «Сценарии православных праздников», «Загадки», «Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни», «Роль православия в вашей семье» и т. п.
С детьми старшего дошкольного возраста проводится цикл непосредственно образовательной деятельности: «Моя любимая семья», «Как хорошо у нас в саду», «Бабушка и дедушка: почитание взрослых», «Мой город», «Мои крёстные родители», «Культура моей страны» (история России, народное творчество обычаи, традиции, «Церковные таинства» (таинство Крещения, таинство Причастия, таинство Исповеди, в ходе которых дети знакомятся с историей своего родного края, с её достопримечательностями, учатся любоваться природой, бережно относиться к ней. Большое внимание на занятиях уделяется воспитанию чувства любви, сострадания, внимания к своей семье, дому, окружающим людям.
Также в детском саду организованы выставки детского творчества и совместных работ родителей и детей : «Пасха в православной семье», «Пасхальное яйцо в подарок своему другу», «Рождественские открытки», «Счастливое Рождество», «Подари друг другу праздничное настроение», в которых дети смогли проявить свои творческие способности и знания о великих праздниках.
Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в планомерной работе с семьями воспитанников.
Таким образом, наше дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Светлячок» создает предметно-развивающую среду, способствующую приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры, формированию духовно- нравственных ценностей.
Список использованной литературы
1. Половинкин А. И. Азбука Православия : Учеб. пособие/ ВолГТУ, Волгоград, 2002.
2. Афанасьев С. Основы христианской культуры. Занятия для детей мл. возраста (5-7 лет). 1 и 2 год обучения. - Калиниград, б/г. - 182 с.
3. Бородина А. В. Основы православной культуры. 6 раздел: Пособие для учителей. - М. : ОПК, 2006. - 264 с.
4. Евангелие детства. Беседы отца с детьми о Святой Земле, богослужении православной церкви, церковном пении и музыке. - М. : Благовест, 1999. - 251 с.
5. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т. И. Оверчук. Сост. Р. А. Горб, И. М. Исаченкова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.