МААМ-картинки

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры

Степашкина
Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры

Степашкина О. В.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 39»

Г. Арзамас

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины и родного края.

Темочки:

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа являются :

знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.);

развитие интереса к праздникам и русским традициям;

воспитание любви и уважения к Родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ.

Для выполнения поставленных задач мною в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрасту детей. В книжном уголке собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками и песенками. Музыкально-театрализованный уголок пополнен элементами костюмов и шапочками для игр-драматизаций и инсценировок сказок, а также кукольным, настольным, теневым и пальчиковым театрами, театром на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок; дидактическим и настольно-печатными играми. Также создан мини-музей «Русская изба», в котором сосредоточен весь методический материал по проведению календарных праздников. Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были частью труда и быта русского народа, я даю возможность детям познакомиться и с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Малыши с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками и предметами быта, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно, наливают чай из самовара, моют руки в умывальнике.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками, напевками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор.

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагаю такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен довольно ясно. При работе с загадками использую фигурки животных. Для каждой фигурки подобрана своя загадка. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи. Первые сказки «Курочка — Ряба», «Репка», «Теремок» и другие вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески, малыш проникается чувствами, они открывают просторы для фантазирования. Вначале прочитанную сказку вношу в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем вношу «театр картинок» для последовательного рассказывания сказки ребёнком. Все герои сказок, как правило, в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.

Деревянные народные игрушки, игрушки – персонажи по произведениям сказок или потешек способствуют проявлению познавательной и речевой инициативы. Яркие матрешки, деревянные свистульки, коргопольские глиняные игрушки, вызывают у малышей особый интерес и чувство радости от того, что они необычные, привлекательные, приятные на ощупь и несут в себе смысловое значение. А такие игрушки, как климовские и богородские («Мышка и кошка», «Кузнец и медведь») сделанные из дерева, приятные на ощупь, вызывают у детей радость от того, что простой механизм приводит их в движение. Такие игрушки расширяют возможность использования их в педагогическом процессе.

Разнообразные театры: пальчиковые, перчаточные, Би – ба – бо, настольный и др., тематика которых, представлена произведениями устного народного творчества удовлетворяет любые интересы и желания ребенка и широко сочетается с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием. Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения, в которых малыши не только знакомятся с русской народной игрушкой, но и проявляют познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.

Невозможно представить русские праздники без хороводов, в сюжетах которых отражены народный быт, красота родной природы. Первые хороводные игры способствуют не только быстрому заучиванию текста, выполнению определённых действий, но и создают атмосферу психологического комфорта и благополучия. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Особое внимание уделяю укреплению связей с родителями воспитанников. Они активно принимали участие в пополнении экспонатами библиотеки, мини-музея Русского быта, обшили кукол в русские народные костюмы. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка», «Роль игры – драматизации в развитии речи ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в родительском уголке, группе ВК и на официальном сайте нашего ДОУ.

Детские впечатления неизгладимы. Предметы народно– прикладного искусства, народные игрушки, произведения устного народного творчества влияют не только на духовную сферу ребенка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2008.

2. О. Н. Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 17 мая 2022 в 19:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Степашкина (УИ 2939399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД