Степашкина
Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры
Степашкина О. В.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 39»
Г. Арзамас
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины и родного края.
Публикация «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа являются :
знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.);
развитие интереса к праздникам и русским традициям;
воспитание любви и уважения к Родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ.
Для выполнения поставленных задач мною в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрасту детей. В книжном уголке собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками и песенками. Музыкально-театрализованный уголок пополнен элементами костюмов и шапочками для игр-драматизаций и инсценировок сказок, а также кукольным, настольным, теневым и пальчиковым театрами, театром на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок; дидактическим и настольно-печатными играми. Также создан мини-музей «Русская изба», в котором сосредоточен весь методический материал по проведению календарных праздников. Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были частью труда и быта русского народа, я даю возможность детям познакомиться и с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Малыши с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками и предметами быта, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно, наливают чай из самовара, моют руки в умывальнике.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками, напевками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагаю такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен довольно ясно. При работе с загадками использую фигурки животных. Для каждой фигурки подобрана своя загадка. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи. Первые сказки «Курочка — Ряба», «Репка», «Теремок» и другие вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески, малыш проникается чувствами, они открывают просторы для фантазирования. Вначале прочитанную сказку вношу в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем вношу «театр картинок» для последовательного рассказывания сказки ребёнком. Все герои сказок, как правило, в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.
Деревянные народные игрушки, игрушки – персонажи по произведениям сказок или потешек способствуют проявлению познавательной и речевой инициативы. Яркие матрешки, деревянные свистульки, коргопольские глиняные игрушки, вызывают у малышей особый интерес и чувство радости от того, что они необычные, привлекательные, приятные на ощупь и несут в себе смысловое значение. А такие игрушки, как климовские и богородские («Мышка и кошка», «Кузнец и медведь») сделанные из дерева, приятные на ощупь, вызывают у детей радость от того, что простой механизм приводит их в движение. Такие игрушки расширяют возможность использования их в педагогическом процессе.
Разнообразные театры: пальчиковые, перчаточные, Би – ба – бо, настольный и др., тематика которых, представлена произведениями устного народного творчества удовлетворяет любые интересы и желания ребенка и широко сочетается с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием. Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения, в которых малыши не только знакомятся с русской народной игрушкой, но и проявляют познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.
Невозможно представить русские праздники без хороводов, в сюжетах которых отражены народный быт, красота родной природы. Первые хороводные игры способствуют не только быстрому заучиванию текста, выполнению определённых действий, но и создают атмосферу психологического комфорта и благополучия. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
Особое внимание уделяю укреплению связей с родителями воспитанников. Они активно принимали участие в пополнении экспонатами библиотеки, мини-музея Русского быта, обшили кукол в русские народные костюмы. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка», «Роль игры – драматизации в развитии речи ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в родительском уголке, группе ВК и на официальном сайте нашего ДОУ.
Детские впечатления неизгладимы. Предметы народно– прикладного искусства, народные игрушки, произведения устного народного творчества влияют не только на духовную сферу ребенка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2008.
2. О. Н. Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.