Ольга Викторовна Меркулова
Приобщение детей к русскому фольклору
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к русскому фольклору является одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время. При этом происходит возрождение духовности и нравственности детей, усваивается культурно исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Видный педагог В. Н. Сорока-Росинский сказал: «Человек утративший, свои корни становится потерянным для общества. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству»
Публикация «Приобщение детей к русскому фольклору» размещена в разделах
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, Часто в весёлой игровой форме знакомят детей с бытом русского народа, трудом, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, на досугах и процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение. Снимает чувство страха, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Наиболее распространённое и доступное средство – песня. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит,как основа русской музыкальной культуры в жизни ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества. Даже наиболее простые из песен, доступные и маленьким детям, отличаются высокими, художественными качествами. Мелодия, оставаясь очень простой и доступной, часто варьируется, что и придаёт им особую притягательность. Русские народные песни используются в повседневной жизни детей всех возрастов. В работе с детьми младшей группы можно использовать народные потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникшую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Детей старшего возраста знакомить с лирической, песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразились жизнь русского человека, её горести и радости.
Восприятие частушек - короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящих из четырёх строк и исполняющейся полуговорков характерно звонкой манере, доступно детям и младшего и старшего возраста. Эти маленькие песенки доставляют детям большую радость.
В работе с детьми дошкольного возраста, необходимо включать такую форму народного творчества. как колыбельная песня. Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. Колыбельные играют огромную роль в ознакомлении ребёнка дошкольного возраста с окружающий жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки.) Они несут в себе пожелание добра и благополучия ребёнку со стороны матери, уверенность в том,что он будет здоров и счастлив. В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста знакомятся с бытом своих предков. Домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон и т. п., то есть приобщаются к культуре собственного народа. Не даром В. Н. Сорока - Росинский наряду со сказками, созданными народом, определяет их как один из воспитательных факторов. Он пишет: «Песня и сказа выводят ребёнка за узкие пределы его семьи и знакомят в поэтической форме. Воздействуя на его чувства и фантазию, с жизнью племён или родного народа, а также с окружающей природой. Колыбельная песенка благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (напевностью, спокойным интонациям, плавному повествованию приёма уменьшения) способствует формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных возможностей. Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут сыграть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение. То есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.
Величайшую роль в развитии личности ребёнка играют такие жанры фольклора, которые специально созданы для детей : народные песенки, пестушки, колыбельные песни и являются средствами народной педагогики. «В потешках. песенках, - справедливо замечает Л. Н. Павлова, - отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малюток- без лукавства и фальши. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощённостью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребёнка, как бы говорят: ребёнок мал, но не примитивен; ребёнок беспомощен, но в нём сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека»
Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим не только раннего возраста, но и дошкольного, средством социализации, приобщение детей к истокам собственной культуры. Поскольку в них мы находим элементы крестьянского быта: Ранним-рано по утру
Пастушок «туру-ру-ру»
А коровки в лад ему
Затянули «му-му-му»
Народные песенки способствуют эстетическому развитию ребёнка. Особые интонации, ритмичность, которая создаётся за счёт использования в этих произведениях простых рифм, звукосочетаний – наигрышей и сочетаний слов, напевность отдельных двустиший или четверостиший позволяют ребёнку в начале почувствовать, а за тем и осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно е такой форме изложения собственных мыслей. Так же эти произведения способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Большую радость приносит детям изучение календарных праздников, игр и песен, а за тем и участие детей в этих праздниках. Ведь раньше не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участие. На святках они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли соседей колядной песней, овсенем, встречали и провожали масленицу, зазывали весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходили по полям на Троицу с пением песни о колоске.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры – своеобразная школа ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Более интересными и содержательными игры сделали русские прибаутки, считалки, скороговорки.
Ни одни русские народные праздники, гулянья необходятся конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомство с народными инструментами начинается ещё в младшей группе. Показываем детям барабан, бубен, колокольчик, ложки, играем на этих инструментах. Дети узнают об их истории. Дети старшего возраста знакомятся с другими народными инструментами, такими, кА дудка, гусли, балалайка, гармонь, баян. Шумовые инструменты : трещотка, рубель, коробочка, гудки, ложки, свистульки. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей.
Культуру Росси невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории.
Литература:
Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей»
Л. С. Выгодский «Воображение и творчество в детском возрасте»
И. В. Нестьев «Народная песня, как основа музыкального искусства»
Т. М. Разина «Русская мысль о музыкальном фольклоре» М. ,1987г.
А. Е. Лилов «Народное искусство. Проблема сохранения и развития традиций»