Светлана Бубличенко
Приобщение детей к прекрасному
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 65 Г. БЕЛГОРОДА
Воспитатель: Бубличенко Светлана Георгиевна.
Тема «Приобщение детей к прекрасному»
(консультация для педагогов).
Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Занимаясь творчеством, ребёнок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передаётся как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. Детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребёнка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребёнка сопровождена с его предыдущими достижениями. Ребёнок научился наносить одновременно, но беспорядочно несколько цветов, размазывая их по листу. Это умение – смешивать цвета – даст педагогу возможность в дальнейшем научить его составлять оттенки одного цвета, цветовые композиции, гармонировать их сочетания, а позднее способствовать освоению приёмов заливки, отмывки.
Публикация «Приобщение детей к прекрасному» размещена в разделах
Если рассмотреть детское изобразительное творчество объективно: в действительности оно существует и проявляется благодаря «сверхрассудочной и рассудочной деятельности». И действительно, уже в раннем возрасте ребёнок, не осознавая содержание образа, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты. Говорить о том, что рисунок – это продукт сознательной деятельности, разумеется, нельзя. Однако уже в старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, ребёнок выбирает нужные краски, определит технику и композицию – это разумная деятельность. Однако объяснить, как возникла идея образа и почему она возникла именно в данное время, с полной уверенностью не сможет.
Внутренняя гармония является показателем для личности ребёнка. Чтобы повысить уровень творческого развития ребёнка, взрослый должен знать, как ребёнок поэтапно овладевает общими закономерностями художественных свойств и отношений, иметь четкое представление о том, как происходит на протяжении всего дошкольного периода, включая ранний возраст, смена одних изобразительных предпочтений другими; как меняется характер построения выразительного образа на другие структуры его личности (умственное, нравственное, трудовое развитие).
Умственное развитие.
Во-первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Дети, знакомятся с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь, Ведь в произведениях искусства отображается явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека, Благодаря искусству ребёнок начинает глубже ориентироваться в мире.
Во-вторых, занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводя её на более качественный уровень.
В-третьих, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы – показатель умственного развития.
Нравственное воспитание.
Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребёнок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе сознания и преобразования своего художественно – эстетического опыта эту красоту.
Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и др., формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребёнку разобраться в окружающем мире, в самом себе.
Трудовое воспитание.
Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т. д. Само стремление отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться весьма значительно в становлении личности ребёнка. Суть в том, что большая часть детей не приспособлена к элементарным видам труда из-за многочисленных отвлекающих и развлекательных моментов.
Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребёнком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Именно художественно-выразительного, поскольку ребёнок, рисуя что-либо (наносит каракули или создавая реалистический образ, живет в изобразительном. Он конкретизирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в процессе творчества.
В своем развитии общество все время движется к достижению истины. Но для этого оно выбирает пути как верные, так и ложные, объективность и правильность которых можно оценить только спустя какое-то время. Вот почему установить единую закономерность творческого развития ребёнка, объединяющую сущность творчества всех времён, стран и народов, невозможно. Важно определить лишь самые общие черты, нашедшие отражение в мировом научно-историческом опыте и не связанные с индивидуальной сферой личности.