Людмила Крючкова
Приобщение детей к народной культуре «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках работы по приобщению детей к народной культуре, нами –педагогами была взята тема по самообразованию:
«Дымковская игрушка- как русский народный глиняный художественный промысел».
Работа была реализована в в виде проекта.
Публикация «Приобщение детей к народной культуре „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, разработка методических материалов по теме проекта, согласно образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.
Задачи:Повысить собственный уровень знаний, путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Мир дымковской игрушки».
Познакомиться с передовым опытом воспитателей.
Проанализировать методическую и историческую литературу по данной теме.
Разработать методические материалы по данной теме.
Изготовить дымковские игрушки из глины с росписью.
Актуальность:Данная тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет необходимую нравственно - эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволяет наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей.
Теоретическое обоснование: Что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны, дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Гипотеза:Процесс изучения,систематизации, и разработке методических материалов по теме, будет ли способствовать повышению профессионального уровня и компетенцию педагогов. ?
Предполагаемый результат. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народной культуре посредством знакомства с дымковской игрушкой, у детей появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Выводы: Проект был реализован в течении учебного года 2021-2023г. В процессе реализации данного проекта педагоги более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Обобщили, полученные знания в методических разработках и пособиях. Изготовили дымковские игрушки. (индюк, конь, барышня, рыба, утка и другие). Пополнили методические пособия детского сада.
Работа по этой теме вносит инновационные изменения в организацию
воспитательно-образовательного процесса. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.