Маргарита Коровкина
Приобщение детей к народной культуре. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к народной культуре. Часть 1
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство.»
М. И. Калинин
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Публикация «Приобщение детей к народной культуре, Часть 1» размещена в разделах
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Обряды, традиции, обычаи долгое время были в забвении.
Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры, забавы, пословицы, поговорки, сказки.
Русские народные сказки, песни, прибаутки, потешки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Всё, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
И как важно с разных лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнёный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Слушая произведения устного народного творчества, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле.
Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов.
Поэтому не случайным моментом в моей воспитательной работе стало знакомство детей с устным народным творчеством, доступным для детей раннего возраста : колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки. Через устное народное творчество у ребёнка формируется потребность в художественном слове. А, поскольку, всё это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.»
В процессе работы над темой рашаю задачи:
Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
Вызвать эмоциональный отклик на произведения русского народного творчества.
Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
Воспитание у дошкольников патриотизмачерез возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Обогащение словаря, выразительности, интонации и фонематического слуха.
Определив направления в работе, приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому я глубже изучила различные виды народного творчества, прочитала специальную литературу по фольклору, культуре, быте и т. д.
В процессе работы с детьми стремилась к созданию такой среды, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, естественно, непринуждённо, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлении творческой инициативы.
В группе создана разнообразная развивающая среда, соответственно возрасту, офомила композицию «Сказочное царство», мини-музей «Забавная игрушка». Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Имеются CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, русских народных песен.
Отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр — драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Бычок -соломенный бочок», «Маша и медведи», дидактические и настольно-печатные игры (лото, различные виды мозаики «Подбери карточку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Найди половинку».
В развивающей среде появилась лесная полянка, забор, подсолнух, кукла в русских костюмах.
В игре — драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра.
Суть моей методики: целенаправленная передача опыта речевого поведения, определённым образом систематизированного, где большое значение имеет совместный диалог воспитателя с детьми, включённый в совместную деятельность.
Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку,
пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать саои мечты и желания. Через оценки взаимоотношений героев сказки подвожу к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребёнка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап — инсценирование».
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, он испытывает те или иные переживания. Нет, вероятно, ребёнка, который без
замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидит то плохое, с чем борются герои.
Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребёнок с самого начала сказки встаёт на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Всё это возбуждает творческую активность ребёнка-дошкольника.
Сказка, по мнению А. В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения — способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения — ни любая творческая деятельность взрослого».
В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы.
В работе использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть, игровой метод (игры -драматизации, дидактические игры, настольно-печатные игры).
Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, рассказываю сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх-драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шёл медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождено меткой характеристикой : петушок красивый, лисичка игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, люёпает по болоту. Игра в сказку помогает ребёнку почувствовать себя её героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад «Весёлое путешествие Колобка», «Репка, репонька, вот крепенька», «У козы рогатой чудные козлята». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использую в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. С другой стороны, мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей раннего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» : колыбельные песни, потешки, пестушки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение.
С первых дней своей жизни ребёнок знакомится с прекрасным миром народной культуры. Мама заведёт весёлую игру «Ладушки» и споёт ласковую колыбельную песню, а бабушка одарит яркой осыпью прибауток и потешек. Прекрасное русское слово «пестовать» передаёт всю теплоту любящих родительских сердец. Мать, мелкими движениями прикасаясь к малышу, приговаривает : «потягунушки-подрастунушки, в ручки-хватунушки, а ножки-ходунушки, в роток-говорок, а в головку-разумок». Тихо, ласково напевает мать, укладывая ребё нка спать: «Баю-бай, спать пора, гости едут со двора, со двора едут домой на лошадке вороной».
«В потешках, песенках,-справедливо замечает Л. Н. Павлова, - отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малютки — без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения - это удивительное ожидание радости, ожидание добра, и только добра» .1