Ольга Румянцева
Приобщение детей к миру прекрасного
▼ Скачать + Заказать документы
Характерная особенность искусства – отражение действительности в худо-жественных образах. Обобщенное отражение жизни через ее конкретные типичные явления – одна из главных черт художественного образа. Образы искусства воспринимаются ярко, живо действуют на сознание и чувство, воспитывают определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность, содействуют расширению кругозора.
Публикация «Приобщение детей к миру прекрасного» размещена в разделах
Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, воспитывают художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и действительности, в природе, в быту. В этом огромная сила настоящего искусства. Какое бы значительное произведение искусства мы бы не взяли, мы найдем глубокое содержание, воздействующие на зрителя, благодаря выражению его в художественных образах.
Изобразительное искусство объединяет несколько родственных видов в ис-кусстве: живопись, скульптуру, графику, архитектуру, декоративно-прикладное искусство.
- С ранних лет картина занимает большое место в жизни ребенка. В детском саду дети видят картины, художественные репродукции, картинки в книгах, открытки в альбомах. Картины имеют разное назначение: одни украшают комнат, другие поясняют и раскрывают содержание литературных произведений, третьи служат для различения цвета, знакомства с растениями, животными, вещами обихода. Картина имеет познавательное значение. По изображениям дети узнают те предметы и явления, с которыми они познакомились в жизни.
- в младшем возрасте для расширения знаний о предметах, о близком для ребенка мире, в первую очередь даются предметные картины. Рисунок должен быть отчетливым, с передачей ярко выраженных признаков предметов. Это помогает ребенку легче узнавать и запоминать, тот или иной предмет, Запоминать его характерную форму, цвет. В младшей группе возможен уже показ несложной сюжетной картинки. По мере развития восприятия детей, нужно показывать им более сложные сюжетные картины и пейзажи. В картине с изображением пейзажа, должны быть отчетливо видны признаки того, или иного времени года, дня, погоды. В средней и старшей группе воспитатель проводит с детьми беседы по репродукция с картин художников. Такие картины обычно являются украшениям комнат детского сада. Однако дети далеко не всегда обращают на них внимание. Воспитатель проводит специальное занятие по рассматриванию картины, беседует с детьми об ее содержании. После этого дети начинают и самостоятельно останавливаться перед картиной, рассматривать ее.
- Восприятие художественных образов в картине волнует детей, вызывает у них чувство симпатии, радости, огорчения, определенное отношение к изображаемому. Художественное изображение предмета, в выразительных формах обогащает детское восприятие, содействует развитию у детей чувства прекрасного.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны, неотъемлемая часть культуры. Как всякое большое искусство, оно воспитывает отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа.
Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда ковры, кружева, лаковая миниатюра и т. д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.
-Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, Радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.
- Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Однако некоторые образы национальных промыслов, Детям можно показать: Это дымковские, филимоновские, каргапольские, калиниеские богородские игрушки, гжельскую посуду и изразцами.
Для детей младших групп, нужно иметь точенные деревянные игрушки, игрушки забавы богородских мастеров, изделия каргапольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой. Для средней группы нужно иметь, филимоновские и коргопольские игрушки, расписанных птиц из Торпека, богородские, точеные деревянные игрушки. Для старшей и подготовительной группы доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.
-В младшей группе детей знакомят с предметами народного творчества, по непосредственной связи с занятиями по лепке еще мало. Дети украшают свои изделия углубленными рельефами, (палочкой наносят узор., затем задача усложняется и детям предлагают высокий рельеф (небольшие налепы на фигурку). Как правело подобной техникой дети украшают угощения для кукол: печение, пирожное, торт.
- С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его на плоский, а затем и на объемный предмет. Все в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус.
- Другой вид изобразительного искусства, скульптура, используется в обстановке детского сада гораздо реже, чем картина. Скульптура служит как украшением комнат, так и участка детского сада. В комнатах большей частью находится скульптура малого размера, настольная, исполняется из различных материалов (гипс, фарфор, чугун, дерево, бронза, пластмасса, на участке детского сада, и в вестибюле, в зале помещается более крупная по размерам скульптура.
- Помещать все виды скульптуры в одной комнате нецелесообразно и педагогически не оправданно. Ведь каждая вещь внесенная в детскую комнату, не остается без внимании. А если ребенок ее не заметил, педагог обязан привлечь его к рассматриванию, назвать скульптуру, вместе с ребенком полюбоваться ее красотой, композиционном решением, определить материал, из которого она выполнена, дать возможность ощутить ее – потрогать.
Скульптура остается в группе на какой-то срок (два, три месяца). За это время дети должны иметь возможность обсмотреть изделия со всех сторон, а для этого необходимо периодически поворачивать скульптуру. Если воспитатель уверен что дети ознакомились со скульптурой и она уже не привлекает их внимание, желательно заменить ее. Таким образом в течении года ребенок сможет познакомиться с 4-5 скульптурами.
- Графика так же является одним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, углем, акварелью, а так же различные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография.
Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Книж-ная иллюстрация призвано раскрывать в образах замыслы писателя. Иллюстрации, выполненные художниками-графиками Чарушиным, В. Лебедевым Н. Жуковым очень интересно и своеобразно трактуют литературные образы и подчас вносят в них новое понимание, по новому раскрывают их сущность.
Знакомство детей в детском саду с произведениями изобразительного искусства – картинами, скульптурой, с произведениями декоративного мастерства имеет существенное значение для всестороннего развития, оказывает глубокое влияние на мысли и переживания детей, приобщает детей к миру прекрасного.