Людмила Давыдова
Приобщение детей к коми-пермяцкой культуре и традициям в условиях ДОУ
В современном обществе нравственное воспитание детей является одним из основных задач образовательных учреждений и государства в целом. Ведь от этого, как мы воспитываем подрастающее поколение, зависит судьба общества в будущем.
Освоение человеком художественной культуры, знакомство его с традициями своего народа – процесс сложный и длительный. И чем раньше начнётся это приобщение к культуре, тем больше возможностей научить ребёнка воспринимать искусство, понимать и принимать традиционную культуру, научить его бережному отношению к памятникам и музейным ценностям, к памяти прошлого своего народа.
Публикация «Приобщение детей к коми-пермяцкой культуре и традициям в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Пермский край
- Республика Коми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Планируя работу на учебный год, наш педагогический коллектив Октябрьского детского сада «Росинка» выдвигает работу по региональному компоненту, решая следующие задачи:
– воспитывать интерес и уважение к близким людям и к своим землякам, их деятельности, культуре, быту и традициям;
- приобщать детей к материальной и духовной культуре своего народа;
- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности на основе знаний о своих местах и сопричастности жизни окружающих людей.
Приобщение детей к традиционной и историко – художественной культуре легче всего происходит через музеи или этно-графические центры, которые находится в нашем детском саду.
Музеи и этно-графические уголки дают представление о жизни русского и коми-пермяцкого народа. Накопленный материал даёт возможность детям увидеть своими глазами особенности жилища, предметы быта, узнать о народных промыслах.
Знакомство детей с бытом и предметами обихода (утварью, происходит не только в детском саду, но и на экскурсиях н-р в домашний «Музей – изба» к Исаевой Е. П. проживающей в п. Октябрьский.
Екатерина Петровна собрала уникальную коллекцию старинной посуды и утвари. К ней на экскурсию привозят детей из Кочёвской средней школы. Она познакомила детей ещё ранее с незнакомыми им экспонатами, показала детскую качалку – зыбку, дети с удовольствием покачали куклу, рассказала о прялке и показала, как нужно обращаться с ней.
Знакомство детей с художественно речевым творчеством происходит через разучивание детских песенок, прибауток, подвижных игр в которых учим детей произносить коми – пермяцкие слова не искажая их.
Так же дети получают знания о культуре русских и коми – пермяцких праздников, обычаев, песенном и танцевальном творчестве.
На музыкальных занятиях дети учатся танцевальным движениям: тупи-тап, дробилка, учат песни на коми – пермяцком языке на праздники и посиделки с родителями.
Совместно с родителями создан альбом о творческих коллективах Кочёвского Дома Культуры, одним из которых является детский фольклорный ансамбль «Надея». Данный коллектив порадовал нас своим творчеством в феврале на праздновании Дня коми-пермяцкого языка и литературы. Дети слушали песни, играли в игры.
Знакомим детей с писателями коми-пермяками : Климовым В. В., Караваевым С. И., В. Мелехиной и т. д., устраиваем выставки коми-пермяцкой литературы.
Читаем сказания и легенды о «Кудым- Оше» и «Пере – богатыре», рассматриваем журналы «Сильканок», «Бичирок», детские книжки-малышки, которые стали выпускаться совсем недавно
Объязательным атрибутом знакомства является одежда коми-пермяков, знакомим с предметами одежды и элементами вышивки на них, повторяем все элементы узора, а затем орнамент закрепляем в изо деятельности.
Дети очень любят переодеваться в сарафаны, это им доставляет много радости и удовольствия, вызывает большой интерес и чувство уважения к предкам, истории своего народа.
В нашем детском саду прочно вошли в традицию встречи с интересными людьми.
Так недавно прошёл праздник «Коми-пермяцкие посиделки», гостями нашего праздника стали бабушки. Они исполняли песни на русском и коми-пермяцком языке, провели игры и хороводы вместе с детьми, чем доставили большую радость детям. Праздник закончился совместным чаепитием с угощениями национальной кухни, приготовленными родителями и гостями.
На ясельной группе было организовано развлечение «Супер - бабушка», бабушки совместно с внуками выучили и рассказали небольшие потешки на коми-пермяцком языке, танцевали перепляс «Тупи-тап»,одна бабушка рассказала о старинном кушаке, который достался ей в наследство от прабабушки. В заключении все гости спели детскую песенку «Ош-тракторист».
По возможности стараемся принимать участие в районных конкурсах и мероприятиях. Так в прошлом году приняли участие в конкурсе рисунков «Коми край тэ менам», и «Коми – пермяцкий орнамент».
В номинации «Музыкальное произведение» наши воспитанники выступили с коми песней в Кочёвском РДК и заняли одно из призовых мест. За участие в остальных конкурсах, дети были награждены дипломами, грамотами и сертификатами.
Большое мероприятие под названием «Басэк нывкаок», проведенное на базе Кочёвского детского сада «Сильканок», наша воспитанница была отмечена благодарностью в номинации «Мисс горадзуль». Участницы конкурса показали владение коми-пермяцким языком, что приятно удивило всех гостей конкурса. Необходимо отметить, что основной состав наших воспитанников составляют русскоязычные дети.
Так же прогулки и экскурсии по родному посёлку помогают заложить фундамент такого сложного чувства, как любовь к своей малой родине, дают знания ближайшего окружения, умение увидеть красоту родной природы и мест, где ты живёшь.
Педагоги стараются отбирать те знания о родных местах, традициях и культуре, которые будут доступны и понятны воспитанникам, вызовут у них интерес, чувство радости, восторга, гордости от сопричастности жизни и делам односельчан.
Сложность приобщения дошкольников к коми-пермяцкой культуре состоит в том, что родители не осознают значимости данной проблемы. В семьях исключено общение между взрослыми и детьми на родном языке. Анкета родителей в 2015 г. показала низкий процент желающих разговаривать и обучать детей коми-пермяцкому языку. Вывод напрашивается, что необходимо улучшить качество работы с родителями через собрания, беседы, привлечения родителей к подготовке к праздникам и костюмам
. Работа по данному направлению развивает не только познавательные способности, но и нравственно -патриотическое, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека и ведётся во всех образовательных областях ФГОС являясь региональным компонентом.