Лариса Арзамаскина
«У нас в гостях». Занятие по приобщению детей к русской народной культуре и традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной деятельности детей.
Задачи: учить видеть историю вокруг себя; углублять представление детей о русском народном инструменте - балалайке; закреплять в речи детей культурное, вежливое обращение. Воспитывать доброту, вежливость, любовь к родному краю, его истории. Приобщать к культуре и традициям русского народа.
Публикация «„У нас в гостях“, Занятие по приобщению детей к русской народной культуре и традициям» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной Методические приё мы: словесные – беседа, объяснение, художественное слово, педагогическая литературы.
оценка, уточнение. Наглядный – демонстрация музыкального инструмента – балалайка. Практические – игры.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Русские народные инструменты», беседа на тему «Моя Родина», чтение рассказов, сказок.
Ход:
Дети сидят на стульчиках полукругом. Входит воспитатель, одетая в русский народный сарафан :
- Здравствуйте, дети.
Дети здороваются. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель:
- Ой, ребята, к нам кто- то пришёл, а заходить не хочет. Давайте пригласим гостя? А как можно пригласить?
Дети:
-Заходи (проходи, входи)
Воспитатель:
-Гость, почему то не заходит? А как вы думаете, почему он не заходит?
Ответы детей :
Воспитатель:
- И что же делать, как нам гостя позвать? Я думаю, дети, надо сказать вежливые слова. А какие вежливые слова вы знаете?
Дети называют вежливые слова.
Воспитатель:
-Так давайте же дружно пригласим гостя.
Дети все дружно приглашают «Заходите, пожалуйста», «проходите, пожалуйста».
Появляется кукла. Воспитатель:
-Дети, кто это к нам пришёл?
Ответы детей.
Кукла:
-Здравствуйте, ребятки. Вы меня не узнали? А я домовёнок Кузя.
Домовой за печкой жил, с ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал, всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой, самый лучший в мире домовой! Вот я какой!
Воспитатель:
- Дети, Кузя принёс с собой очень интересный музыкальный инструмент. Посмотрите. Знаком он вам? (дети рассматривают инструмент)
- Как он называется?
Ответ детей.
Воспитатель:
-Да. Это музыкальный инструмент, называется он балалайка. А сейчас послушайте историю про балалайку. Очень, очень давно появилась на свет балалайка. Сначала она была разной формы, но со временем сложился классический тип балалайки: три струны, треугольный кузов – резонатор и короткий гриф. Звуки извлекаются бряцанием пальцами по всем струнам, или защипыванием отдельных из них. Балалайка очень популярный инструмент в сёлах и городских окраинах. На ней исполняли песни и пляски. Про балалайку есть пословицы и поговорки:
- С балалайкой работа спорится
- балалайка не огонь, а разогреет
- бери балалайку в руки и не станет скуки.
-Дети, а как вы поняли пословицу «бери балалайку в руки и не станет скуки»?
Ответы детей.
- Правильно. Если вдруг стало скучно, грустно кому то, то возьмут балалайку в руки, заиграет балалаечка и сразу на душе весело делается. Давайте ещё раз повторим эту пословицу.
Физминутка:
Играю на балалайке, дети выполняют танцевальные движения.
- Сели, встали, сели, встали. И руками помахали.
А потом мы поплясали, поплясали, поплясали.
Эх, и сильно мы устали.
Занятие продолжается.
-Дети, Кузя хочет поиграть с вами. Он предлагает поиграть в игру «Аюшки». Сейчас Кузя спрячется, а мы его будем звать.
Дети: - Кузя!
Кузя: - Аюшки!
Дети: - Где, ты был?
Кузя: - У бабушки.
Дети: - Что принёс?
Кузя: - Оладушки.
Дети: - Где же они?
Кузя: - Под лавкой.
Дети: - Экий, Кузя, ты чудак.
Кузя: - Авы, дети, как?
Дети: - А мы бы оладушки положили на стол и съели.
Кузя: - Ладно, в другой раз сделаю так.
Игра повторяется. Только на вопрос детей : «Что принёс?», Кузя отвечает сапожки или другие варианты (игрушки, пирожки и т. д.).
Дети: - А где же они?
Кузя: - А я сделал, как вы велели, на стол поставил и съел.
Дети: - Экий, Кузя, ты чудак.
Кузя: - А вы, дети, как?
Дети: - А мы бы их обули на ножки и побежали
по дорожке.
Кузя: - Ладно, в другой раз сделаю так.
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: - Ну вот, дети, пришло время расставаться с Кузей. Давайте с ним попрощаемся, поблагодарим его, пригласим ещё в гости. Как это надо сказать?
Дети: - Спасибо, Кузя, что пришёл к нам в гости, поиграл с нами, повеселил нас. Ещё приходи к нам. До свидания, Кузя.
Кузя прощается с детьми. Уходит. Воспитатель обобщает образовательную деятельность.