Воротова Наталия
Принципы вариативности и полифункциональности образовательной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Реализуемая общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в нашем детском саду строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
Основными требованиями в организации пространственной среды являются :
принцип доступности среды
принцип вариативности среды
принцип трансформируемости и полифункциональности среды
принцип насыщенности среды
Публикация «Принципы вариативности и полифункциональности образовательной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» август 2020
принцип безопасности среды
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Групповое помещение состоит из раздевальной, игровой и туалетной комнат, которые оснащены мебелью и игровым оборудованием. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает санитарно-гигиеническим нормам, технике безопасности, гендерному различию и принципам психологического комфорта и расставлена таким образом, чтобы максимально освободить центр помещения для игр детей, развития их двигательной активности.
В оформлении группового помещения соблюдается единый стиль по названию группы «Звездная страна» используются теплые тона окраски стен, яркое освещение, что оптически расширяет пространство.
Все оборудование и наполнение развивающей среды в ДОУ безопасно для детей.
На прогулочном участке имеются разнообразные постройки : домик, кораблик, самолёт, мотоциклы, машина, песочница, столы и скамейки для творческой игровой активности детей, на веранде имеются скамейки по периметру.
Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.
В развивающей среде нашей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО :
- социально-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Основной целью является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Мной используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Поэтому в группе оборудован центр «Игротеки». Он предполагает наличие пространства для игр девочек и мальчиков. Так, например:
• на одном ковре, мальчики с увлечением играют конструктором «Лего» разных размеров, включая в игру фигурки животных, людей, машинки. Играют в сюжетно – ролевые игры «Поход», «Автошкола» и др. ;
• на другом ковре девочки могут поиграть в разные сюжетно -ролевые игры. Например, «Салон красоты», «Ветеринарная клиника», «Кафе», «Поликлиника», «Сбербанк» и др.
Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
В нашем детском саду нет отдельных спален для детей, поэтому я постаралась максимально передать трансформируемость и полифункциональность среды. Так, например, «Уголок уединения» может быть и палаткой для похода, и жилищем народов крайнего севера и вигвамом у индейцев. Стол для сюжетно – ролевой игры может быть использован в разных играх: «Семья», «Кафе», «Гости». Медицинскую ширму, изготовленную родителями, дети используют в игре «Поликлиника» и «Ветеринарная клиника».
В группе так же имеются предметы, которые дети могут использовать в разных видах своей деятельности:
• разноцветные палочки для коктейля (используется детьми в качестве дыхательной гимнастики, для игры «Кафе», для нетрадиционной техники рисования,
• предметы- заместители овощи и фрукты (можно использовать в сюжетно – ролевых играх: «Супемаркет», где используется детьми в качества товара, а в игре «Кафе» можно приготовить из них интересные блюда,
• прищепки (применяются в изучении счёта, цвета, формы, в сюжетно – ролевых играх и играх малой подвижности,
• ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Реализация полифункциональности пространства в группе требует дальнейшего пополнения предметно – пространственной среды.
При организации образовательной среды в группе необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса, так как развивающая среда постоянно меняется и не может быть построена окончательно.