марина архипова
Принципы и особенности планирования НОД по ИЗО в разных возрастных группах ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы и особенности планирования НОД по ИЗО в разных возрастных группах ДОО
Старший воспитатель отделения дошкольного образования
МБОУ «СОШ г. п. Советский»
Архипова М. Г.
1) Взаимосвязь процесса воспитания и обучения.
Изобразительную деятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов образовательной работы, в котором, кроме специфических, решаются общие задачи: воспитание самостоятельности, активности, развитие творчества, воли, формирование некоторых элементов учебной деятельности.
Публикация «Принципы и особенности планирования НОД по ИЗО в разных возрастных группах ДОО» размещена в разделах
Изобразительная деятельность должна быть связана с другими разделами, со всей жизнью детей в дошкольном учреждении. И прежде всего, с играми детей, с работой по ознакомлению с окружающим, с развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Разносторонняя воспитательная работа с детьми создает то богатство представлений, ту эмоциональную насыщенность, потребность выразить свои впечатления, без которых невозможно решить задачи изобразительной деятельности. Например, программа по сенсорному воспитанию предусматривает развитие восприятия детей, формирование у них представлений о форме предметов, цвете, величине и т. д.
Планируя занятия по изобразительной деятельности, важно помнить, какие представления усвоили дети в дидактических играх, в других видах деятельности, чтобы, опираясь на сенсорный опыт детей, обогащать и уточнять его при обучении рисованию, лепке, аппликации, конструированию и дизайну.
Кроме того, с детьми проводят специальные наблюдения отдельных предметов и явлений природы, событий из жизни, рассматривание картин и узоров, чтение литературных произведений для последующего отображения в изобразительной деятельности. Эта разносторонняя работа включается либо в само занятие, либо в содержание прогулки, либо в самостоятельную деятельность детей во второй половине дня, либо в дидактические игры. Например, прежде чем рисовать с детьми снежинки, хорошо пронаблюдать их во время прогулки.
Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, следует, прежде всего, уточнить, какая образовательная работа будет проводиться с детьми в этот же период по другим разделам, какие впечатления получат дети и какую работу надо провести специально, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.
2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Разделы программы по изобразительной деятельности осуществляются не все сразу.
В первой младшей группе даются первоначальные умения и навыки по технике рисования и лепки. Создание изображений не является еще предметом обучения – к этому дети только подводятся.
Во второй младшей группе раздел изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с приобретением технических навыков в рисовании, лепке и аппликации.
В средней группе, кроме названных разделов, включается декоративное и сюжетное рисование, дизайн.
Со старшей группы вводится рисование и лепка с натуры. Таким образом, в этой и последующих возрастных группах включаются все виды изображения.
Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы, но ход усвоения и уровень его различен: одни дети усваивают легче и скорее, другие медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые дети усваивают одни умения, а некоторые – другие: одни отчетливее передают форму предметов, другие более чутки к цвету; у одних лучше удается лепка, у других – рисунки, третьи достигают большей ловкости во владении ножницами. Чтобы ребенок развивался равномерно во всех направлениях, планируют индивидуальную работу по изобразительной деятельности в виде игр, упражнений.
Исходя из результатов занятий, индивидуальную работу нужно планировать систематически и целенаправленно, она не должна носить случайный характер.
3) Планирование по разделам программы.
В течение каждого месяца планируются занятия по предметному, сюжетному и декоративному изображению.
При этом предметное изображение предшествует сюжетному. Например, сначала планируется рисование на тему «Пушистый цыпленок», а затем – «Цыплята гуляют в траве».
Количество занятий, отведенных на каждый из этих разделов, не всегда одинаково: в одном месяце может быть больше по изображению предметов, в другом – больше по декоративному рисованию, в зависимости от того, какие программные задачи в это время решаются.
Вместе с тем надо следить, чтобы программа по всем разделам осуществлялась последовательно и своевременно.
Рисование в нетрадиционной технике следует использовать 1-2 раза в месяц, как декоративное или предметное (в старших группах, не заменяя ими использование традиционных техник, если занятие не творческого характера (т. е. рисование по замыслу).
4) Планирование по типам занятий.
В группах младшего возраста больше внимания уделяется техническим навыкам - обучению новым и закреплению уже знакомых. Но, если педагог видит, что навык неустойчив, логично на закрепление использовать больше занятий, включить технические задания.
5) Планирование по видам изобразительной деятельности.
Все виды изобразительной деятельности объединяет отражение окружающей действительности во всем ее многообразии. Но каждый вид имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме, рисунок – плоскостно, в цвете, в пространстве, аппликация – в цвете, силуэтно. Передача пропорций может быть решена и в рисовании, и в лепке, ив аппликации. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.
Форму предметов дети усваивают легче в лепке, в рисовании и в аппликации объемная форма предмета должна быть передана в плоскости, а этот процесс условного изображения для детей сложнее.
Поэтому планируется обычно изображение предмета в лепке, затем – в аппликации, и только потом в рисовании. Например, дети сначала лепят собачку, а потом рисуют на тему «собачки на арене цирка».
Необходимо вносить какие-либо дополнения, изменения в уже знакомое изображение. Это способствует развитию творческих возможностей детей, их самостоятельности в решении той или иной задачи.
Полученные умения используются при планировании последующих занятий. Например, до рисования эпизодов из сказки «Теремок» дети могут вылепить медведя, зайца, волка, собрать/вырезать образ животных из деталей на аппликации и, таким образом, усвоить характерное строение этих зверей.
6) Принцип обучения от простого к сложному.
Некоторые авторы предлагают планировать занятия в зависимости от линий обучения.
Выделяют три линии в обучении детей рисованию. В каждой из них предполагается целенаправленное и последовательное освоение одного из средств художественной выразительности и в то же время закрепление ранее приобретенных навыков и умений в овладении иными средствами художественной выразительности.
1-я линия – научить детей изображать формы предметов: (предметное рисование) изображение предметов округлой, прямоугольной формы и предметов сложной конфигурации.
2-я линия – группа задач по сюжетному рисованию. Обучение композиционному построению рисунка, то есть пространственному предметов на плоскости листа и вылеченным соотношениям изображений. Сначала учат рисовать пейзаж, затем сюжет, где взаимодействуют природа и животные, затем – взаимодействуют природа, животные и человек.
3-я линия – задачи декоративного рисования. Обучение цвету и цветовым взаимоотношениям в рисунке: сначала ознакомление со свойствами и возможностями материалов, затем – передача в рисунке образцов народного ДПИ, затем творческое использование цвета.
7) Отбор содержания занятий.
Принципы отбора содержания изобразительной деятельности:
- учет эмоционально-интеллектуального опыта детей;
- формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы типичных, сходных по внешнему виду, форме и строению предметов;
- учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков;
- повторение сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности;
- учет сезонных явлений, событий общественной жизни.