Карина Пчелинцева
Принцип свободного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Родоначальником свободной педагогики Древней Греции можно по праву считать Сократа, который, по мнению исследователей - предтеча свободного воспитания, сформулировал ключевой постулат этой идеи: «В каждом человеке Солнце». Диоген (греческий философ, размышляя о воспитании, сказал: «Основа всякого государства в воспитании юношества». Высказывание Цицерона (римский философ) гласит: «Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы обучать и образовывать юношество».
Публикация «Принцип свободного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики» размещена в разделах
Римская философия и политическая мысль достигли своего расцвета в I-II веках нашей эры. Яркой фигурой педагогической мысли этого периода является адвокат, политик и оратор Квинтилиан. Он полагал, что воспитание должно формировать свободного человека. Для этого необходимо обращаться с ребенком бережно и уважительно, ибо ребенок, по его выражению, «подобен драгоценному сосуду».
Следующие за античностью эпохи по-своему обогатили идею свободного воспитания. Начиная с эпохи Возрождения, свободное воспитание развивалось в русле педагогического гуманизма. Представители эпохи Просвещения сформулировали механизм воспитания гармонически развитой личности.
Отечественные и зарубежные педагоги конца XIX - начала ХХ в. выработали оригинальную и целостную теорию свободного воспитания, синтезировала в себе основные достижения гуманистической педагогики. Ее роль определялся достижениями антропологических наук, педологии, формировавших новые представления о человеке как активного автономного субъекта, связанного с социальным окружением.
Цель реферативной работы – рассмотреть принципы свободного обучения в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.
Цель работы обусловила выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть проблему принципов свободного обучения в истории русской педагогики.
2. Проанализировать исследования зарубежных педагогов в изучении принципов свободного воспитания.
Человеческое общество, развиваясь, постоянно обращается к идеям гуманизма и свободы в воспитании. История педагогики свидетельствует, что дошедший до нас из глубины веков гуманистический идеал гармонически развитой личности, способной к позитивному самовыражению, стремящейся к совершенствованию личной и общественной жизни, является одним из определяющих направлений развития.
Идея свободного воспитания занимает особое место в истории педагогической мысли. На протяжении веков теоретики и практики воспитания искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. Мысли о воспитании свободного, самодостаточного, сильного духом человека зародились еще в недрах античной философии.
Итак, идея свободного воспитания личности, которая является содержательным стержнем современных альтернатив, приобретает в творчестве разных мыслителей новые грани. Сегодня, идея привлекает к себе внимание тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как к самоценности, детству - как важного самостоятельного периода в жизни человека; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия.
Сравнительный анализ педагогических идей основоположников теории свободного воспитания свидетельствует, что теоретическая составляющая этого течения представляла собой совокупность определенной степени автономных концепций, объединенных идейным инвариантом. Каждая из них характеризовалась своими особенностями и различной степенью разработанности, однако в своей основе основывалась на фундаментальных принципах свободного воспитания.
Однако все педагоги всех мировых учений едины в одном – система воспитания гибкая и нуждается в постоянном пересмотре, индивидуальный подход к воспитанию дает наиболее хороший результат, по сравнению с четкими, едиными для всех правилами. Взаимодействие воспитателя и воспитанника должно быть тесным и основываться на принципах взаимной помощи, обмене опытом, понимания и внимания.