Ольга Стульникова
Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой.
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой. Мультимедийное пособие для детей 6-7 лет «По следам сказочных героев».
Стульникова Ольга Геннадиевна,
воспитатель,
ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» с/п д/с №16, г. о. Отрадный, Самарская область
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Публикация «Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Умственное, нравственное и эстетическое восприятие детей будет эффективнее развиваться, если педагоги и родители воспользуются могучим средством развития речи и мышления ребёнка – художественной литературой.
Художественная литература помогает дошкольнику освоиться в социуме, развивает его умение хорошо ориентироваться в реалиях окружающего мира, даёт возможность ребёнку научиться устанавливать широкие межличностные отношения.
С дошкольного возраста ребёнка необходимо развивать всесторонне и многогранно. Это касается и ознакомления с художественной литературой. Человек должен быть культурным, интересным. В наше время, когда больше возможностей ездить по всему миру, уже в детстве можно знакомить с зарубежной культурой, в том числе через художественную литературу. К тому же она является частью общей культуры.
Деятельность педагога по ознакомлению с зарубежной литературой направлена на развитие эстетического вкуса, восприятия красоты литературного языка произведений зарубежных авторов.
Согласно основным принципам организации содержание духовно-нравственного развития и воспитания группируется вокруг базовых ценностей. Каждая из базовых ценностей в педагогическом процессе превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры.
Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие предполагает формирование у детей интереса и любви к книге, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, воспитание будущих читателей.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Всё вышеизложенное говорит об актуальности ознакомления дошкольников с художественной литературой, в том числе зарубежной.
В результате анализа можно выявить следующие недостатки в результатах:
- недостаточно сформирован интерес к зарубежной художественной литературе;
- не различают произведения отечественных и зарубежных авторов;
- недостаточно сформированы представления о зарубежных авторах;
- не могут или затрудняются задавать вопросы по содержанию прочитанного произведения; затрудняются охарактеризовать поступки героев; не могут объяснить смысл произведения;
- недостаточно хорошо сформирована познавательная активность; не принимают участие или не активно участвуют в творческой деятельности по чтению.
Недостатки в основном процессе:
- тематика планирования разнообразных видов деятельности по прочитанному узка или неадекватна возрасту;
- мало уделяется должного внимания обсуждению прочитанного.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности :
- не хватает научно – методических рекомендаций по ознакомлению с зарубежной литературой.
Противоречия. Формирование представлений о зарубежных авторах предполагает расширить тематику планирования различных видов деятельности, однако условия педагогической деятельности не позволяют реализовать эту задачу в образовательном процессе адекватно возрасту.
Профессиональная организация деятельности по ознакомлению с зарубежной литературой возможна при наличии форм работы, однако недостаток научно-методических рекомендаций, не позволяет создать эти условия.
Формирование интереса у дошкольников к зарубежной литературе происходит при ознакомлении с таковой, однако недостаточное количество отведённого времени и места в годовом тематическом планировании делает этот процесс затруднительным.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.
Создание условий для деятельности педагога по формированию у дошкольников интереса к зарубежной литературе.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и темой работы Пример проявления в действии и в речи ребёнка
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении.
Проявление самостоятельности и инициативы при выборе произведения зарубежной литературы для разных видов деятельности. Самостоятельно выбирает сказку; подбирает материалы и оборудование для творчества или игры.
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Формирование воображения по средствам зарубежных сказок и реализация их в различных видах деятельности. Переносит впечатления от прочитанных сказок в разные виды деятельности : игру, творчество, проектную деятельность.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Владение речью как средством общения и культуры; стимулирование переживания персонажей произведений зарубежных авторов, развитие речевого творчества. Активно участвует в театрализованных играх по прочитанным произведениям зарубежной литературы. Исполняет небольшие стихотворные произведения зарубежных авторов. Высказывает мнение о понравившихся произведениях.
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.
Проявление интереса при знакомстве с новым зарубежным автором и произведением. Участвует в беседах о произведениях и авторах, спрашивает и характеризует поступки героев.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы.
Формирование умения узнавать зарубежных авторов и различать произведения детской зарубежной литературы.
Знает зарубежных авторов : Андерсена, Перро, братьев Гримм; узнаёт и называет зарубежные сказки этих авторов.
Данные качества ребенка развивают в процессе ознакомления с зарубежной литературой на этапе завершения им дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования можно рассматривать как преемственность дошкольного и начального образования.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
На основе сформулированных профессиональных проблем необходимо внести дополнения в образовательный процесс. Создание условий для деятельности педагога по формированию у детей интереса к зарубежной литературе осуществляется с учетом ФГОС ДО и на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Камаровой, М. А. Васильевой. Но в ней недостаточно раскрыта проблема приобщения ребенка к зарубежной литературе и, в качестве примера, можно предложить использовать методику Л. П. Стрелковой «Изучение эмоционального поведения дошкольников при восприятии литературных произведений».
Для успешной реализации программы по ознакомлению детей с зарубежной литературой необходимо создать систему работы по образовательным областям и в различных видах деятельности. В своей работе педагоги должны использовать различные мультимедийные дидактические пособия, технические средства обучения. В решении данной проблемы педагогический коллектив должен создать сообщество с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, педагогов дополнительного образования, родителя. Специально - организованная деятельность.
Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»; игры – драматизации по прочитанным произведениям; дидактические игры «Угадай сказку», «По следам сказочных героев»; изобразительная деятельность по прочитанным произведениям; детское «сочинительство» «Придумай свой конец сказки», «Что было бы…», игра «Рифмы»; чтение произведений, беседы о прочитанном.
Совместная деятельность взрослых и детей.
Постановка спектаклей; литературные викторины, праздники, тематические недели; экскурсии в библиотеку; создание проектов «По страницам сказок Г. Х. Андерсена», «Произведения зарубежных авторов».
Создание предметно – пространственной среды.
Мультимедийные презентации, пособия; выставки книг и продуктов творческой деятельности, портретов писателей; изготовление атрибутов, пособий, декораций к театрализованным постановкам и играм.
Взаимодействие с родителями.
Создание мини библиотеки произведений зарубежных авторов; семейные проекты «Авторские сказки», «Литературный портфельчик»; конкурсы творческих работ; выпуск литературных газет.
Для выявления у дошкольников представлений о зарубежной литературе возможно использование диагностики по программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в разделе «Приобщение к художественной литературе» на основе наблюдений в разных видах деятельности.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Необходимо внести изменения в условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов, при организации деятельности педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой.
Кадровые условия:
Укомплектовать педагогический коллектив специалистами дополнительного образования
Повышение квалификации педагогов, через разные формы, в том числе самообразование
Обмен опытом, через открытые мероприятия, участие в методических объединениях и педагогических советах
Научно-методические условия:
Корректировка календарно-тематического планирования
Участие родителей в проектной деятельности
Использование сайтов
Материально-технические условия:
Приобрести мультимедийное оборудование для презентаций по ознакомлению с авторами и их произведениями
Пополнить фонотеку аудиозаписями произведений зарубежных классиков
Организовать предметно-пространственную среду
Приобрести компьютер, интерактивную доску
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
ФГОС ДО
Основная образовательная программа ДО
Нормативные документы Министерства образования и науки
Информационные условия:
Информационное освещение деятельности детского сада на сайте ДО
Публикации статей в местных СМИ
Доступ к электронным ресурсам
Организационные условия:
Экскурсии в библиотеку
Консультации родителям
Родительские собрания
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.
- Тема пособия: «По следам сказочных героев».
- Возраст целевой группы: старший дошкольный.
- Цель пособия: закрепить знание авторских сказок.
- Задачи пособия:
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Закреплять умение узнавать и называть сказку и героев.
• Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
• Воспитывать интерес к зарубежным сказкам.
Алгоритм работы со слайдами
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1 Название пособия, автор
№2 «Угадай героя сказки». Задаёт вопрос-загадку, дети угадывают, по щелчку мыши появляется правильная картинка.
Вопросы:
Как звали героиню, которая получила своё прозвище благодаря головному убору?
Герой, какой сказки носил красные сапоги?
Герой, какой сказки ростом мал, да удал?
Как зовут девушку, потерявшую на балу туфельку?
№3 «Какая картинка лишняя?». По щелчку мыши картинка убирается.
№4 «Восстанови цепочку событий сюжета сказки «Золушка». По щелчку мыши появляется правильная картинка.
Вопросы:
Что было до того, как Золушка потеряла туфельку?
Что было до того, как добрая волшебница подарила Золушке туфельки?
Что случилось после того, как Золушка сбежала с бала?
Чем закончилась сказка о Золушке?
№5
«Узнай сказку по предметам». По щелчку мыши предметы находят своих хозяев.
Сапоги
Туфелька
Яйцо
Кроватка из скорлупы грецкого ореха
Балерина
Красная шапочка
Лапоть
Рубашки из крапивы
Рыбий хвост
№6
«Расшифруй имена сказочных героинь». По щелчку мыши появляется правильная картинка.
№7
Воспитатель хвалит детей.