Светлана Загинайло
Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорика, или сенсорное восприятие (от латинского «sensus» — восприятие) означает способность человека получать представление о строении внешнего мира (свойства предметов, явлений) путем анализа их через собственные ощущения и частное (собственное) восприятие. Используя первый опыт ощущений и анализа, он получит первоначальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуков окружающего мира и запахов, цветов и их оттенков. Говоря еще проще, — сенсорное восприятие — это те навыки и умения, которые должен получать ребенок в разные годы своей жизни. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не упустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию. Именно эти цели являются основными в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи взрослых ребенок, так или иначе, познает мир таким, каков он есть, но эти знания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.
Публикация «Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Современная промышленность выпускает сейчас огромное количество игр и игрушек, которые помогут нам сформировать у детей сенсорное восприятие. Но и в домашних условиях, из подручного материала, вместе с детьми можно изготовить прекрасные игрушки!
Предлагаю вашему вниманию описание игр с такими игрушками.
1. Когда ребенок идет мыть руки, спросите, какие у него сейчас руки, какими они станут потом. Старайтесь, чтобы малыш использовал в речи слова «сухой», «мокрый».
2. Игра «Самодельные пазлы». Разрежьте на три (потом на больше) части любую предметную картинку, открытку. Сначала соберите картинку вместе с ребенком, а затем предложите ему собрать самостоятельно.
3. Игра «Озорные мышата». Возьмите любую картинку, открытку, фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку, вырежьте из него квадраты, круги, треугольники. Расскажите ребенку коротенькую сказочку об озорных мышат, прогрызших в картинке дыры, через что вы никак не можете ее собрать. Далее предложите ребенку закрыть дыры на картинке фигурами, которые выгрызли из нее мыши.
4. «Красивые бусы». Вырежьте из плотной бумаги бусины круглой и квадратной формы. Бусы могут быть одного цвета или разного. Посередине у бусин вырежьте небольшие отверстия, чтобы туда свободно проходил шнурок. Предложите ребенку собрать ожерелье для мамы (для куклы).
1 вариант. Все бусины одного цвета, нанизываются поочередно: круг, квадрат.
2 вариант. Все бусины разного цвета; чередование цветов ребенок выбирает сам. В процессе деятельности спрашивайте, какой формы бусина, какого цвета.
5. Игра «Порисуем». Наклейте на чистый лист бумаги изображение предметов, животных и попросите ребенка соединить их линиями. Другое задание: прикрепите лист к столу и положите на него кубик, а затем попросите малыша толкать этот кубик карандашом. Карандаш оставляет на бумаге след – покажите его малышу.
6. Игра «Закрой глаза». На прогулке, после шумных игр, присядьте с малышом на лавку и попробуйте поиграть в такую игру. Выберите три любых предмета, например, перышко, маленький камень и лист. Пусть малыш выберет один из этих объектов и водит им вверх и вниз по вашей руке до тех пор, пока вы с закрытыми глазами не определите по ощущениям, что это за предмет. Теперь очередь ребенка закрыть глаза. Возьмите один из предметов и водите им по руке, пока малыш не угадает, что это.
7. По дороге из дошкольного учреждения обратите внимание ребенка на цвет неба, форму облаков; посмотрите листья осенью, как искрится на солнце снег зимой и т. д.
8. «Необычные бусы». Эта игра поможет ребенку лучше запомнить цвета, формы; побуждает к проявлениям творчества. Вместе с ребенком приготовьте сначала тесто: 1
стакан поваренной соли мелкого помола, 1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставьте на 3 часа в холодильнике. Вместе с ребенком слепите шарики диаметром 3-4 см и с помощью трубочки для коктейлей сделайте отверстия. Оставьте для высыхания. Вместе с ребенком по желанию раскрасьте шарики в разные цвета и придумайте историю «Кто наденет наши бусы?».
9. «Непослушные карандаши». Со временем дома скапливается много разных карандашей. Предлагаем игру, которая не только поможет ребенку запомнить названия цветов, но и разовьет навыки чистоплотности. Возьмите разноцветные пластиковые стаканчики (будет лучше, если родители вместе с ребенком оклеят стаканчики самоклеящейся бумагой) и предложите ребенку положить каждый карандаш в его дом-стаканчик. Для развития познавательной активности ребенка можно создать «проблемную» ситуацию: предложить стаканчики синего, красного и зеленого цветов, а карандаши красного, розового, синего, голубого, зеленого и разных оттенков. Дайте ребенку возможность самостоятельно сделать выводы.
10. Игра «Веселый повар». Эта игра поможет ребенку усвоить понятия «сладкое», «соленое», «кислое», «горькое» и т. д., а также названия овощей и фруктов. На тарелочку нашинкуйте небольшие кусочки овощей и фруктов (апельсин, яблоко, груша, огурец, морковь и т. п.). Предложите ребенку закрыть глаза и угостите его кусочком. Спросите ребенка : «Какой вкус? Как называется то, что ты пробовал?
11. Игра-опыт «Ледяные кубики». С таинственным видом взрослый достает из холодильника два кубика льда: один себе, второму ребенку – и предлагает подержать кубик в ладонях. Спросите ребенка : «Какой он? (твердый, холодный, мокрый, стал редким.) Куда девался кубик? (Дайте ребенку возможность ответить самостоятельно.) Как снова сделать кубик?»
12. Игра «Жмурки». Приготовьте набор парных (большой – малый) геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, овал). Предложите «спрятать» маленькие фигуры за большими с практичным показом, накрыв маленький кружочек большим. Если у ребенка это получается легко, усложните игру, предложив спрятать под кружочек треугольник, под квадрат – кружочек. Затем спросите, запомнил ли ребенок, кто за чем скрылся.
13. Игра «Найди такой же». Вырежьте семь больших и семь маленьких кружочков разных цветов из плотного картона. Разложите перед ребенком со словами: «Эти кружочки разные. Почему?» Обсудите размер и цвет. Предложите ребенку выбрать и положить в коробочку только:
• большие кружочки (если ребенку сложно, приложите друг к другу два больших кружочка и объясните, что это одинаковые; так же продемонстрируйте большой и маленький кружочек, и пусть ребенок сделает вывод, что они разные);
• маленькие;
• красные (ребенок должен научиться выполнять инструкцию);
• зеленые;
• найти большой и красный и т. д.
Если игра придется ребенку по вкусу, предлагаем усложнить ее, добавив квадраты и треугольники.
14. Игра «Веселая геометрия». Приготовьте пять кружочков и пять квадратов, перемешайте их. Выясните вместе с ребенком, чем они отличаются, и предложите разложить фигуры на две группы. Варианты: треугольник и квадраты, звездочка и прямоугольник и т. д.
15. Игра «Радуга». Всем игрокам раздают цветные кружочки и предлагают найти в доме предметы такого самого цвета. Ребенок может прикладывать свой кружочек к вещи, чтобы идентифицировать цвета.
16. Игра «Маша и медведь». Приготовьте набор разных предметов парами «большой – маленький». Например, по две ложки, чашки, тарелки, игрушки, салфетки, платки, пуговицы,
книги и т. д. Предложите игру: «К нам в гости пришли Маша и Медведь. (Если нет игрушек, распечатайте из Интернета портреты сказочных героев). У нас есть разные вещи. Как ты думаешь, какие из них подойдут Маше, а какие медведю? Дайте ребенку возможность самому прийти к выводу, что Маши нужны маленькие вещи, а медведю – большие. Во время игры постоянно произносите вслух свои действия и побуждайте к этому ребенку: «Это маленькая ложка для Маши, а большая ложка – для медведя. Это большая игрушка для медведя, а маленькая – для Маши» тому подобное.
17. Развивающая игра «Большие и маленькие». В эту игру можно играть всей семьей, превратив дом в место приключений. Предложите соревнования: кто больше найдет в доме
парных больших и маленьких предметов. Например : большая кастрюля – маленькая кастрюля, большая кровать – маленькая кровать, большие папины ботинки – маленькие сыночковые, большая шкаф – маленький шкаф, большой карандаш – маленький карандаш
тому подобное. Внимание! Дайте ребенку возможность победить.
18. Игра «Необычные карандаши». Приготовьте два карандаша – большой и маленький. Расскажите ребенку, что это необычные карандаши, потому что большой рисует большие предметы, а маленький – маленькие. Возьмите большой лист бумаги и проведите длинную полоску. Ребенок берет маленький карандаш и рядом проводит короткую. Взрослый рисует большой круг, ребенок – маленький тому подобное. Игра зависит от графических способностей ребенка, однако взрослый должен помнить, что у ребенка раннего возраста еще не сформирована мелкая моторика, поэтому нельзя требовать от малыша качественных рисунков, а следует поощрять к рисованию, которое является основой для формирования графических и творческих способностей.
19. «Волшебная сумочка». Сделайте из плотной ткани небольшую сумку.
Вариант 1 Ребенок складывает в сумку предметы, разные прикосновение (игрушка, мячик, клубочек нитей, кубик, ложка и т. п. в зависимости от возможностей ребенка). Затем на ощупь берет какой-то предмет в котомке, описывает, не смотря, его свойства и называет этот предмет.
Вариант 2 Ребенок получает сумку с набором предметов и на ощупь угадывает, что туда положили.
Вариант 3 Ребенку дают какой-нибудь предмет (например пуговицу). Затем ребенок получает наполненную вещами котомку и на ощупь находит в ней такой же предмет, вынимает, сравнивает.
Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и привлекая его к сенсорной культуре, вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.