Любовь Канцыгова
Примерный план образовательной работы с детьми 1,5–3 лет «Я-человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формирование первоначальных представлений
о себе (глазки - смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки-хватать, дер-жать, трогать; ножки-стоять, прыгать, бегать, ходить; голова-думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в раз-ные стороны);
о ближайшем социальном окружении и простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сест-ра и т. д.).
Непосредственно организованная образовательная деятельность по образовательным областям
«Физическая культура», «Здоровье»
Публикация «Примерный план образовательной работы с детьми 1,5–3 лет „Я-человек“» размещена в разделах
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
комплекс общеразвивающих упражнений: «Мои ручки, ножки»
несложные сюжетные подвижные игры «Ножки по дорожке»
«Познание» - развитие сенсорной культуры/развитие математических представлений
вопросы и задания, способствующие развитию ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
игры, для развития умения двигаться за воспитателем в определенном направлении.
«Познание» - развитие кругозора
Совместное рассматривание фотографий. Формировать представления о назначении каждого органа для нормальной жиз-недеятельности человека (ушки - слышать и т. д.).
Художественное творчество – рисование
«Нарисованные истории». Знакомить с формой предметов, их величиной; учить изображать предметы, состоящие из пря-мых линий; учить видеть изображения на бумаге; обращать внимание на красоту окружающих предметов; формировать интерес к рисованию; воспитывать бережное отношение к материалам.
«Художественное творчество» – аппликация
«Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек». Из готовых форм дети выкладывают фигуру человека. Учить аккуратно пользоваться клеем. Закреплять названия частей тела человека: руки, ноги, туловище.
«Музыка»
для слушания: «Наша Таня» М. О. Девочкиной, сл. А. Барто; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;
для пения «Вот как мы умеем», муз, Е. Тиличеевой, «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Вот какие мы большие», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Некрасовой
для выполнения музыкально ритмических движений: муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н, Френкель;
для развития и обогащения звукового сенсорного опыта (ритмическое чувство) использовать музыкально-дидактическую игру «Ноги и ножки» М. В. Агафонникова, сл. народные
приё мы побуждающие к импровизации игровых движений соответственно тексту: «Где же наши ручки», р. н. п. обр. Т. Попатенко, «Заплясали наши ножки» (муз. Н. Лукониной, «Где же наши ручки?» (муз. и сл. Т. Ломовой)
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей це-лесообразно внести :
картины для рассматривания «Девочка чумазая - девочка аккуратная»; игры на развитие мелкой моторики руки (мозаика, «Вставь картинку в свой домик», «Дидактический коврик», «Шнуровочки»); дидактическую куклу в одежде для рассматривания и игры; куклы, игрушечную посуду, мебель; атрибуты для ряжения: шляпы, шарфы, юбки, сумки и т. д. ; дидактические игры «Накормим Катю», «Парные картинки»; фартуки для взрослого и ребенка; наборы специальных игрушек высотой не более 8 см: фигурки людей; зданий; крупногабаритный конструктор «Наш дом»; настольно-печатный материал с изображением человека и различных частей его тела; дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Дидактический коврик», «Шнуровочки»; игрушки: кукла- девочка и кукла - мальчик; атрибуты и игрушки для с/р игры «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Споем кукле колыбельную» и т. д. : большие куклы, пупсы. кроватки, постельные принадлежности, посуда,машины, руль, предметы –заместители, одежда для кукол, коляски, ванночка для купания. иллюстрации и картины к сказкам и рассказам: С. Капутикян «Все спят», «Маша обедает»; «Маша и медведь», «Наша Маша маленька», (песенки, потешки, заклички).
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
выучить пальчиковую гимнастику «Моя семья» послушать песни кота Леопольда про доброту "Если добрый ты. " поиг-рать с детьми в игру с ползанием : «Доползи до погремушки», «Проползи в воротца», «Не переползай линию!» учить ребенка отве-чать на вопросы, связанные с практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.) рассмотреть дома се-мейные фотографии, закрепить знание своего имени, имён членов семьи. рассмотреть совместно с детьми ладони мамы, папы, ре-бенка, нарисовать с детьми работу «Ладошки нашей семьи». рассмотреть с детьми домашние игрушки – куклы, их части тела, на-рядную красочную одежду. создание плаката с фотографиями детей поиграть в игру «Кто у нас хороший?" прочитать детям В. Берестов «Больная кукла», «Митя-сам» Э. Мошковская
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро: Вечер
ситуативные разговоры с целью формирования представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки -смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки-хватать, держать, трогать; ножки-стоять, прыгать, бегать, ходить; голова-думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны; дидактическую игру «Оденем куклу» - рассматривание дидактической куклы, кормление куклы, купание, знакомство с частями тела (голова, туловище, руки, ноги); ситуативные разговоры с целью формирования элементарных представлений о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. ; пер-вичного понимания того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни; чтение-рифмовка «Вот расселись малыши», разговоры о правилах безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила. разговоры о правилах безопасности дорожного движения: автомобили ез-дят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый-двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку. разговоры об элементарных навыках культуры поведения: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать. в пальчиковых играх упражнять пальчики, побуждая детей складывать их колечком «Бабушка очки надела»; «Прибаутка к обеду» Н. Пикулевой ; приёмы формирования умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»); разнообразные поручения, которые дадут возможность общаться со сверстниками и взрослыми: «Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне.», «Предупреди Митю.», «Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»; рассматривание картинок, книжек, игрушек в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д. сопровождая глаголами, отражающими эмоциональное состояние человека (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); рассматривание иллюстраций, картин о детях. рассматривание дидактической куклы «Оденем куклу», кормление куклы, купание. использовать приёмы расширения опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). упражнение «Назови по имени» использование разнообразных поручений, которые дадут детям возможность общаться со сверстниками. использование игровых приёмов для увеличения словарного запаса детей за счё т существительных: «ноги», «руки», «туловище»; глаголов: «смотрят», «слушают», «ходят»; наречий: «вверху», «внизу»; поднимать значение предлога «под». чтение детям. «Наша Маша маленька.»;.«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; Г. Лагздынь Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Л. Барто «Девочка-ревушка»; забавы, сюрпризные моменты: «Кто к нам пришел?» игровые ситуации: «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем.», «Маленькие ножки бежали по дорожке»,
Гигиенические процедуры
ситуативные разговоры о важности мытья рук; о правильном пользовании полотенцем; игровые проблемные ситуации обучения пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) использова-ние потешек о воде, умывании; игровые ситуации на обучение порядку одевания и раздевания; игровые ситуации «Покажем Кате как намылить руки», «Как Катя пользуется полотенцем» и др. игровые ситуации: рассмотреть в зеркало своё отражение, дать пред-ставление о строение лица человека (глаза, нос, и т. д, проведение пальчиковой гимнастики "Моя семья" побуждение детей исполь-зовать в речи пословицы и поговорки: «Если девочка опрятна – на нее смотреть приятно!», «Если мальчик аккуратный – будет он всегда опрятный!» использование рассматривания себя в зеркале во время одевания и раздевания, формирование умения склады-вать в определенном порядке снятую одежду, приучения к опрятности. использование стихов и потешек при одевании на прогулку дидактическая игра «Поможем кукле Кате одеться на прогулку» (соблюдаем порядок одевания вещей); игровые приемы с целью знакомства детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель; игровые приемы с це-лью формирования представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения; игровые приемы с целью раз-вития умения сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п., подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.);тигровые приемы развития продуктивной (конструктивной) деятельности; использование дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабам построек (маленькие домики для маленьких кукол и т. п.); игровые приемы обучения в летнее время строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.); утренняя гимнастика: «Мои ручки, мои ножки»; подвижные игры: с ходьбой и бегом: «Догоните меня»; физкультурные минутки: «Физкультурники»; упражнение «Назови по имени», дидактическая игра «Собери куклу в гости»;
Завтрак, обед, полдник, ужин
во время приёма пищи мотивировать детей съедать всю порцию - «Маша и каша», муз Т. Назаровой, сл. Н Найденовой,
использовать приёмы обучения для знакомства с общественно выработанными способами употребления предметов: лож-кой едят, мешают кашу, из чашки пьют, держась за ручку и освоения их детьми;
ситуативные разговоры о назначении столовых предметов о том, что столовые приборы для еды используют только люди.
Прогулка
Наблюдение. «Одежда людей осенью». Продолжать учить и называть предметы одежды. Учить: называть по внешнему виду одежду; различать сходные между собой объекты. Познакомить с назначением предметов одежды и ее значением для человека
Подвижные игры: с простым содержанием, в которых совершенствуются движения
Ладушки-оладушки
Цель: учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счет: «Раз, два».
Ход игры
В игре участвует подгруппа детей (3-4 человека).
Все стоят, образуя круг. Воспитатель рассказывает: «Бабушка печет оладушки, поливает маслом, угощает всех детей».
Воспитатель медленно произносит:
Ладушки, ладушки, пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, детушкам давала.
Раз, два! - Даше,
Раз, два! - Тане. Дети хлопают в ладоши.
Во-ль хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке. Вместе считают «Раз, два!» Всем по два! Всем по два!
Воспитатель, хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка.
Хороши оладушки у нашей бабушки!
Если кто-то из детей захочет, он может быть ведущим.
Игра повторяется.
Труд: рассказывать о назначении инструментов труда (метла, совок, лопата) и показывать способы использования.
Индивидуальная работа по развитию основных движений:
Самостоятельная деятельность детей:
- куклы, одетые по сезону, коляски, атрибуты для ряжения,
Наблюдение: за людьми, их деятельностью, одеждой;
ситуативные разговоры об основных частях тела человека, их назначении;
Подвижные игры Мы весёлые ребята