Наталья Талькова
Применение схем мнемотаблиц для познавательного-речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Применение схем мнемотаблиц для познавательного-речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Если ребенок молчит, покажите
ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К. Д.
В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Публикация «Применение схем мнемотаблиц для познавательного-речевого развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы.
Работая с детьми, приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у детей осмысленного высказывания, одним из таких средств является мнемотехника.
Мнемотехника (от греческого Mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, и сохранения и воспроизведения информации.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов; при отгадывании и загадывании загадок ;при заучивании стихов.
Идея, которая легла в основу этой техники – на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу,
стихотворение, загадку можно «записать», используя картинки
или символьные знаки.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
В практике работы в детском саду самым сложным является рассказывание по картине какого-либо художника. Чаще всего это изображение природы. Взрослому и то не всегда легко составить рассказ по картине. Например, возьмем картину великого русского художника И. И. Шишкина «Зима». Сюжет - зимний лес, в центре картины засыпанная снегом елочка, на одной из веток дерева - птица. Как ребенку справится с такой задачей? После совместного рассматривания картины я даю картинно-графический план (для составления этого плана я использовала как схематичное изображение предметов, так и фрагменты картины) :
- Как называется картина? Кто ее автор? Что изображено на картине? Где изображена птица, она какая? Что делает? Где изображена елочка? Какая она? Что тебе понравилось, запомнилось?
Даже если ребенок скажет по одному предложению по каждому пункту плана, уже получится небольшой рассказ.
Широко использую мнемотехнику при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению пересказов. Мнемотаблица помогает детям запомнить и воспроизвести заданный рассказ, не «потерять» значимые его части. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
С помощью мнемотаблиц достигаются следующие результаты:
• у детей появляется желание разучивать стихи;
• расширяется круг знаний об окружающем мире;
• активизируется словарный запас;
• дети преодолевают робость, застенчивость, формируется умение свободно держаться перед аудиторией.
Список литературы:
1. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно – методическое пособие СПб. : Детство – Пресс,2009
2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике СПб., 2000
3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Дошкольное воспитание. 1990 №10/